itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Москва – это русский город»

Православные священнослужители о необходимости уважения к русским традициям

Новости Москвы 
0
135
Время на чтение 5 минут
Недавно председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы в Московской городской Думе Михаил Соломенцев сообщил, что новой концепции национальной политики и межэтнических отношений, недавно принятой правительством Москвы, записано, что Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. По его мнению, в связи с этим необходимо разработать «кодекс москвича», который поможет приезжим быстрее адаптироваться к культурным и бытовым особенностям жизни в Москве. Напомним, что и петербургские депутаты решили последовать примеру столицы и разработать свод правил петербуржца.

Это предложение активно обсуждалось в прессе и блогах. Сайт Regions.ru провел опрос с целью выяснить, как к нему относятся священнослужители и политики. Отзывы оказались разноречивы: православное духовенство в целом поддержало идею такого кодекса, а мусульмане и депутаты Госдума по большей части отнеслись к ней настороженно.

В связи с такой противоречивой реакцией современного российского общества на простую констатацию факта, что Москва есть русский город и приезжающие в нее должны уважать русскую культуру, сайт Regions.ru решил поинтересоваться у православных священнослужителей, где, на их взгляд, проходит грань между законным требованием уважать местные традиции и недопустимым их навязыванием.

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, полагает, что необходимо детально продумать, как должен работать «кодекс москвича». «Мне кажется, что законодательство должно формироваться с учетом существующих традиций и обычаев на данной территории. Поэтому "кодекс москвича", призванный укреплять столичную культуру, можно только приветствовать», - подчеркнул он.

«Надо дать возможность приезжим более близко ознакомиться с отечественным национальным культурным достоянием. Сейчас проблемы глобализации и масскультуры приводят к размыванию национальных культур и языка. И "кодекс москвича" может стать шагом к преодолению этого явления. Не только мегаполисы России, но и ее регионы имеют право на культивирование и развитие своих местных национальных и культурных обычаев и традиций. Только механизм такой популяризации должен опираться на какие-то местные активные общественные структуры. За исполнением "кодексов" должны следить общественные советы, а не чиновники в погонах. В Советском Союзе партийные структуры осуществляли общественный контроль. Существовали партийные собрания, где разбирались прецеденты социальных конфликтов. Наподобие таких партсобраний и должны действовать выше упомянутые общественные советы», - предложил отец Артемий.

«Ранее в Российской Империи каждый социальный слой: купцы, крестьяне, дворяне, - поддерживал свою внутреннюю субкультуру через такие общественные институты, как гильдия, община, дворянское собрание. Надо и сейчас развивать субсоциальные сообщества. Пусть появляются клубы домохозяек, дачников, охотников. Такие структуры помогут людям эффективнее взаимодействовать друг с другом внутри общества. В противном случае все эти "кодексы" будут либо мертворожденными документами или же станут служить чьим-то корыстным целям», - заключил священник.

Поддерживает намерение Мосгордумы разработать «кодекс москвича» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина игумен Лука (Степанов). «Я считаю уместной разработку "кодекса москвича", поскольку действительно Москва - это русский город, и те, кому не лень, пусть заглянут в учебник по истории, чтобы убедиться в этом. А что касается грани, благодаря которой уважаются, а не навязываются местные традиции, то ее определяет сама православная духовность, которой несвойственно оскорблять и унижать носителей другой культуры», - сказал он. «В Москве, которой свойственно Православие, например, пока еще никто не закидывал яйцами девушек в коротких юбках или молодых людей с серьгами в ушах и носу», - заключил отец Лука.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также одобрил шаги московских властей, направленные на адаптацию мигрантов. «Инициатива московских властей, бесспорно, вызывает уважение. Проблема культурной адаптации мигрантов представляется мне очень актуальной», - сказал он. «Рекомендации, помогающие приспособиться к местным обычаям не должны, безусловно, задевать нравственные и религиозные принципы приезжих. Здесь недопустимо также нарушать принцип добровольности», - отметил он. «Отношения между людьми должны, конечно же, регулироваться соответствующими положениями уголовного и гражданского права. Нагромождать новые законы или, тем более, создавать какое-то новое "миграционное право", по-моему, не стоит», - заключил отец Тихон.

Клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов, считает, что прежде чем вынуть «сучок» из глаза приезжего, надо сначала местным жителям справиться с «бревном» в собственном глазу. «Грань между оправданным стремлением сохранить местные традиции и желанием их насильственно навязать может быть установлена только опытным путем», - заметил он. «Когда русский человек станет хорошо подметать двор, тогда спадет психосоциальное напряжение вокруг образа дворника-таджика. Когда православные действительно будут являть собой образец христиан, у исламских экстремистов не будет повода указывать нам на неисполнение Божьих заповедей. Когда семейная политика в России наладится не на уровне заявлений каких-то "высоких" лиц, а на уровне всего социума, тогда у тех же исламских экстремистов не будет повода обвинять русских в упадке ценности семьи, а наших женщин в разврате. Если мы решим проблему алкоголизма, то у ваххабитов не будет повода громить магазины, торгующие спиртным», - сказал священник. «Не уничтожать чужое, а культивировать и взращивать свое - вот главный способ противостояния размыванию собственной культуры. И это касается не только "Кодекса москвича", а любой религиозно ориентированной позиции», - заключил отец Сергий.

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, считает, что вводить новые законодательные акты, регламентирующие поведение людей в контексте соблюдения ими местных традиций, не стоит. «По-моему, вполне достаточно тех законов и норм, которые уже есть и призваны поддерживать общественный порядок. Главное, чтобы они работали. В остальном же нужно, наверное, руководствоваться принципом "Что не запрещено законом, то разрешено"», - сказал он. «Если неуважительное отношение к местной традиции или, наоборот, ревность в приверженности ей ущемляет чьи-либо права или оскорбляет личное достоинство, то это уже должно стать предметом судебного разбирательства. Так, по крайней мере, должно быть в правовом государстве», - считает отец Александр.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии