Стороны обсудили два проекта документа, заранее подготовленные православной и католической делегациями. На рабочей группе была достигнута договоренность о структуре и основном содержании будущего документа. Участники согласились рассматривать накопившиеся обиды между двумя народами в христианской перспективе сострадания и взаимного прощения, а установление достоверности исторических фактов и их интерпретации оставить специалистам для тщательных исследований. Планируется, что большая часть документа будет посвящена определению сфер сотрудничества двух Церквей на благо народов России и Польши в настоящем и будущем. Следующий раунд переговоров было решено провести в Москве.
Митрополит Волоколамский Иларион во время поездки в Варшаву провел беседу с польскими журналистами. Отвечая на вопрос, чем вызвано вовлечение Патриарха Кирилла и Русской Православной Церкви в дело русско-польского примирения, иерарх заявил, что «история наших народов - славная и в то же время трагическая. В судьбе наших народов было много испытаний, тех, которые мы проходили совместно, когда как союзники боролись вместе с одним врагом, и тех, которые выпадали на долю наших народов из-за вражды, в том числе и межконфессиональной. Сегодня, после стольких лет испытаний, мы можем оглянуться на нашу историю и, посмотрев на ее славные и скорбные страницы, совместно обратиться к нашим народам с посланием прощения и примирения. Это основная цель встречи». «Я думаю, что в России тоже очень многие готовы к примирению. Но помимо того, что мы должны подписать какой-то документ и принять его на уровне наших Церквей, мы должны, конечно, оповещать нашу общественность, зачем это нужно, и разъяснять, почему именно сейчас настал момент, когда мы можем создать и подписать такой документ», - подчеркнул глава ОВЦС МП.
Со своей стороны, доцент МГИМО МИД России, кандидат исторических наук Ольга Четверикова , говоря о выработке документа о церковном вкладе в примирение народов России и Польши, напомнила историю переговоров по ходу подготовки данного соглашения. «В сентябре 2009 г. состоялся беспрецедентный визит в Польшу делегации РПЦ из семи священников из монастыря под Осташковым (недалеко от того места, где находились в заключении польские офицеры), который прошел в необычайно теплой атмосфере и, по мнению польских епископов, призван был положить начало сотрудничеству Польской католической и Русской Православной церквей. В ходе него была затронута тема совместного обращения - воззвания к уважению исторической правды и призыва к примирению поляков и россиян, по примеру послания польских епископов к немецким от 1965 г., носившего название "Прощаем и просим прощения", а также заявления глав епископата Польши и Германии, сделанного в августе 2009 г., в котором говорилось о необходимости "перестать использовать больные моменты истории для своих игрищ"», - отметила эксперт.
«Продолжением этого жеста, - продолжила Ольга Четверикова, - стал визит в Варшаву делегации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, состоявшийся 25-26 февраля нынешнего года. Члены делегации приняли участие в заседании Межконфессионального совета Церквей Польши, который в начале этого года выступил с инициативой проведения диалога с Русской Православной Церковью по вопросам исторического прошлого и построения добрых отношений между народами Беларуси, Польши, России и Украины. Затем в ходе переговоров делегации ОВЦС Московского Патриархата с делегацией Римско-католической церкви Польши было принято решение о создании рабочей группы по вопросам совместного документа о примирении народов и отмечено историческое значение этой инициативы и проведенных переговоров. Как было указано в коммюнике, они представляют собой "первый и очень важный шаг на пути сближения наших Поместных Церквей и примирения наших народов"».
«Главным выражением начала "примирения" стало признание российским руководством в качестве официальной польско-немецкой версии катынской трагедии, что призвано было закрыть тему, однако для поляков признание того, что Катынь является преступлением сталинизма, - это как раз только как начало покаяния России», - отметила эксперт, добавив, что «односторонние уступки, основанные на фальсифицированных данных, не только не могут способствовать нормализации отношений между народами, но напротив, лишь усиливают антирусские настроения в Польше, давая возможность католицизму утверждать свою историческую правоту».
«Вбивая в нас комплекс вины за несовершенные преступления, перед которыми должны померкнуть все исторические преступления польской элиты, западные идеологи получают в свои руки прекрасный инструмент давления, с помощью которого они и дальше будут вынуждать нас отступать под натиском их откровенной лжи. Только последовательно отстаиваемая историческая правда, и в первую очередь правда об истинной роли Римско-католической церкви и в прошлом, и в современной жизни нашего народа может остановить этот раскручиваемый маховик пропагандистской индустрии "холокоста по-польски"», - считает Ольга Четверикова.