Консервативное духовенство считает экспонаты кощунственными, устроители - достаточно благочестивыми изображениями, чтобы разместить их в святом храме. Для одних - это издевательство над изображением Бога Троицы, для других - обсуждаемое изображение Троицы. Для одних Троица Пресвятая, для других - Черная. Для одних - это глумление над Святынью, для других - иной взгляд на Бога. Но тогда: одни говорят о Рае Божьем, другие - рае черном. Но рая черного не бывает, только ад. Господь говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23). «Черная Троица» - это проповедь ада с «черным богом», антибогом, дьяволом. Для одних - это иконоборчество, для других диалог Церкви и арт-искусства. Одни молятся Христу, другие «другому христу».
Но Христос один. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).
Кто-то ошибается. Эта ошибка губительна не для отдельно взятого священника по образу: «Еще я видела пастуха, который, сжалившись над волком, пустил его погреться в овечий загон, а волк перегрыз все стадо, и подумала: неразумная доброта хуже жестокости» (Архимандрит Рафаил (Карелин), Притчи Суламиты), - но и для всего стада.
Здесь не обойдешься круглым столом, ибо остаются некоторые углы. Углы - это Крест Христов - мерило праведное, разделяющее всех на овец и козлов. Крест - Святой и Животворящий, впрочем, для других, например для Малевича - черный крест, «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2, 16). Другую свою работу «черный квадрат» Малевич назвал «иконой нашего времени», по его собственным словам, он «свел все в нуль». Малевич кремирован в супрематическом гробу, за гробом несли антиикону «черный квадрат». И вы не боитесь, малеватели «Черной Троицы»? Не боитесь последствий инкорпорирования супрематизма в богословие иконы? Вспомните, как плохо кончил автор стихов «Цветы зла» Шарль Бодлер.
Либеральный дискурс невозможен, когда речь идет о святой Церкви, где непозволительна двусмысленность или профанность. Возникла партия, где почитают, как думают, Бога «черного», и навязывают такое новое общение Церкви. Подумайте, как смотрит Матерь Света на кощунство в Божьем храме под названием «Черная Троица»? Вы хотите, чтоб мы молчали или одобряли ваш «диалог» в святой Церкви?
Здесь мало заручиться резолюцией «не против» Святейшего Патриарха, поддержкой из числа духовенства, профессоров богословия, искусствоведов, художников, мирян, ибо вызов сделан Царю царей, Господу господствующих и Владыке владеющих.
Наше общение со Христом не философическое, не научное, не эстетизированное. Общение со Христом - онтологическое. Наше поклонение восходит от образа к Первообразу, к Самому Христу, к Пресвятой Троице. Не к «Черной Троице», ибо такой нет, и это пародия на Бога, что есть кощунство. Устроившие выставку в храме - кощунники, и на это позорище шли люди как к источнику истины, а им преподали змею и скорпиона, в довершение как лейтмотив инсталлирован издевательский перифраз «спасайся, кто может». На этом инфернальном фоне все остальное только дополняет атмосферу глумления: храм на яблоках (которые здесь же можно жевать), дегенеративные изображения с цитатами из Благой Вести (ко спасению всех). Сакральный смысл формы и содержания экспонатов переставлены местами: храм и яблоки, яблоки и храм - сравнимые объекты и просто красивая картинка, вместо макета церкви можно поставить любой другой предмет, вместо яблок другой контент. Китчевый натюр из пазлов.
Далее, евангельские цитаты к картинкам. Вместо милиционера не возбраняется подставить любую другую дикость, вульгарность, непристойность (в чем преуспел автор в Перми под брэндом «Евангельский проект»), в результате экспонат ничто не теряет из своей доминанты. Эти картинки-клоны не просто бездарность (на это не обращаем внимание), они проект парадигмы мимикрированного кощунства.
Настоятель Татьянинского храма не находит ничего предосудительного (!), но возмущен сходством оценок между богохульником Тер-Оганьяном и консервативными церковными критиками. Приводим резюме Тер-Оганьяна из ЖЖ о выставке «Двоесловие/Диалог»: «Вот бы я ужасную выставку в церкви устроил, все бы вздрогнули. Да разве дождешься от этих дебилов приглашения». Какое сходство усмотрел протоиерей Максим Козлов у кощунника и православных?!
Остается дивиться метаморфозе: некогда в манеже Тер-Оганьян рубил иконы, теперь по соседству в здании храма произошла инсталляция выставки актуального искусства.
Внутри Церкви прорастает новое «черное» богословие, на церковном поле сеются «цветы зла»...
Что же в итоге? Произошел ли диалог? Изменили ли художники взгляд на Пресвятую Троицу? Отказались ли от разрушительного авангарда? Есть ли позитивные плоды? Увы. Давно ведутся эксперименты с миссионерством на рок-концертах, но так и продолжает под зверскую какофонию народ спиваться, колоться наркотиками, материться, все ниже и ниже опускаться...
Диакон Михаил Люкшин, свидетель обвинения по делу об уголовном преступлении под видом выставки «Осторожно, религия!», специально для «Русской народной линии»