Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»

14.06.2010


Ответ диакона Владимира Василика на критику отца протодиакона …

Касаясь выступления отца Андрея Кураева в передаче «Со своей колокольни» от 2 июня и его реакции в его блоге в «Живом журнале» на мою статью, я хотел бы совершить два взаимоисключающих действия: потребовать от него извинений и извиниться самому.

Я хотел бы потребовать от него извинений, потому что в своем блоге в «Живом журнале» он назвал «Русскую народную линию» раскольнической. Но, извините, ни главный редактор РНЛ, ни сотрудники ни в каких расколах не состояли и не состоят, ваш покорный слуга также всегда был верен Московской Патриархии, несмотря на все сложности и перипетии церковного бытия. Кроме того, «Русская народная линия» - это не только редакция, но и множество ее авторов. Это и профессора, и архиереи, и маститые священнослужители.

Приведу список некоторых авторов «Русской народной линии»: архиереи: Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), епископ Рашко-Призренский Артемий (ныне на покое), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр; ученые и богословы: доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии и семинарии кандидат богословия Алексей Константинович Светозарский, преподаватель истории Католической церкви и католического богословия в Московской Духовной академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев), доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; маститые священники: настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин, известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, член Союза писателей России, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (Москва) протоиерей Артемий Владимиров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов и многие другие.

В этой связи я бы хотел спросить у отца Андрея, являются ли, с его точки зрения, раскольниками митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, его учитель профессор Алексей Ильич Осипов, профессор Валентин Евгеньевич Семенов, протоиерей Вячеслав Пушкарев, протоиерей Артемий Владимиров и так далее? К сожалению, отец Андрей своим необдуманным выступлением оскорбил очень многих, причем оскорбил совершенно незаслуженно. Нельзя сотни людей, в том числе и читателей РНЛ, называть раскольниками, только потому, что один из них посмел задеть лицо, приближенное к верхам. Это получается уже даже не папизм, а «протодиаконизм» какой-то. Между тем, тезис о непогрешимости протодиаконов не знала даже Римско-католическая церковь. Я опускаю те грубые выражения в мой адрес, которые прозвучали в его блоге в комментариях его читателей. Как христианин я их и его, как модератора этих комментариев, прощаю.

В свою очередь, я хотел бы принести ему извинения за то, что я посмел усомниться в его учености и упрекнул его в полузнайстве. С моей стороны, это было действительно невоздержанно и нехорошо, и я сожалею, что вовлек собрата в грех гнева. Хотя опять-таки, получилось странно. Я готов претерпеть любые поношения, готов быть названым дураком и неучем, но только не раскольником. Напротив, отец Андрей спокойно пропустил мимо ушей достаточно серьезные обвинения в расшатывании церковных устоев и подмены церковного учения, но не вынес одного обвинения, а именно обвинения в полузнании. Это его и взорвало. Это своего рода такой интеллигентский синдром. Я вспоминаю одного знакомого, московского ученого, который, несколько кичась, говорил, что он изобрел некую ересь, на что я ему заметил, что «наш православный брат ересью не болеет, он просто болеет невежеством». Причем это был ученый действительно православного вероисповедания. Как он взорвался! Нечто подобное произошло и с досточтимым отцом протодиаконом Андреем Кураевым.

Замечу ещё одно, меня не по-хорошему поразила его готовность объявить своих оппонентов раскольниками. Неоднократно этим занимался Кирилл Фролов. Хотелось бы спросить их, а где они нашли в публикациях «Русской народной линии» призывы к расколу? Напротив, РНЛ всегда боролась и борется за единство Церкви, она выступала против тех антицерковных проявлений и безобразий, которые могли бы привести к расколу. Простим Кирилла Фролова, он человек невоцерковленный всерьез, не имеющий духовного образования, в целом человек светский. Но отец Андрей прошел церковную школу, богослов, доктор наук, и странно это слышать от него. Ну ладно, в конце концов, я тоже виноват, что вызвал у собрата гнев, да ещё в постный период. Но вызвал я его гнев не зря, поскольку обнаружились те основы и причины, по которым отец Андрей всё это говорил. Вряд ли только он нарабатывал базу для подобных высказываний, судя по формату, - это результат коллективных исследований и групповых поисков.

Мне хотелось бы продолжить научную полемику, подробнее я отвечу в своем статейном, а не в комментаторском материале, но сразу должен сказать следующее: отец Андрей упустил целый ряд важных документов и ряд важных подробностей. На самом деле всё гораздо интереснее и серьезнее, чем он преподносит. Во-первых, то, что он говорит по поводу текста блаженной Эгерии, относительно возвращения к обычному времени после Пятидесятницы, и бывает пост за исключением субботы и воскресения. Он считает, что речь идет о непостном периоде, но, простите, тогда получается, что древние христиане были большими постниками, чем мы? Получается, что они постились в течение всего года, даже в течение субботы и воскресения? Отец Андрей разделяет точку зрения Фернана Каброля на данный текст, которая не выдерживает никакой критики. Гораздо более глубокий взгляд на паломничество блаженной Эгерии относительно поста после Пятидесятницы имеет отец Хуан Матеос. Он изучал халдейский несторианский обряд, в том числе и пост после Пятидесятницы, который у современных несториан продолжается, как и у нас, с недели после Пятидесятницы до дня Петра и Павла. Он пришел к следующим выводам: в IV веке в Иерусалиме, в Александрии и в некоторых других местах христианского Востока пост после Пятидесятницы был. В V-VI веке он удлиняется и достигает в локальной сирийской традиции современной длины. Соответственно, может быть, что позднее эта традиция распространяется по всему христианскому Востоку. В конце 1 тысячелетия приводит к тому, что пост длится от Воскресения Недели всех святых до Дня святых Петра и Павла. То есть это установление древнее, тянущееся, в конечном счете, в золотой век патристики, т.е. в IV век.

Из других свидетельств надо отметить свидетельство святого Афанасия Александрийского - сочинение «Апология своего бегства», это и Апостольские Постановления. С ними всё также гораздо интереснее, чем думает отец Андрей. Действительно, их редактором около 380 года мог быть некий арианин Юлиан Экланский. Но сам материал Апостольских Постановлений написан гораздо раньше. Юлиан не высосал всё это из пальца. Материал гораздо более древний. Это доказывает, в частности, такой весьма интересный текст, как Правила святых апостолов. Для нас это текст нормативный, который прямо ссылается на Апостольские Постановления, правда, относится к ним с некоторым недоверием, но говорит об их таинственности. Между тем, Правила святых апостолов упоминаются уже в 394 году. Как-то странно, что всего за 14 лет такой текст мог так быстро мигрировать. Кроме того, существуют две точки зрения на 85 правил святых апостолов. Согласно первой, они были созданы в конце IV века, согласно другой, - в начале IV века. В науке до сих пор идет спор по этому поводу. Это я веду к тому, что Апостольские Постановления, где в 5 книге в 19 главе содержится указание на пост после Пятидесятницы. В любом случае, это древний текст IV века, который может содержать в себе и более древние реалии.

Говоря о свидетельстве Иеронима на счет квартодециманов, то есть четыренадесятников, отец Андрей продемонстрировал не столько знания источников, сколько желание их утаить от слушателей, поскольку в передаче он заявил, что в источниках IV-V века не говорится о посте после Пятидесятницы. Тогда я и предположил, что он этих источников не знает. Он продемонстрировал их знание и между тем утаивание этих источников от слушателей и, следовательно, введение их в заблуждение. Я внимательно просмотрел его передачу, выложенную в Интернете, сравнивал ее с расшифровкой на РНЛ, я заметил, что между 3 минутой и 55 секундой и 4 минутой и 3 секундой есть слова о памятниках IV-V веков и о том, что в них не содержится свидетельств о многодневном посте после Пасхи. Это свидетельствует о том, что, к сожалению, отец Андрей отрекается от собственных слов и передергивает факты и тем самым дважды вводит публику в заблуждение: первый раз в передаче, второй раз в своем блоге.

Но гораздо страшнее даже не такие подмены, а подмены другие - богословские. Пункт 1-й: отец Андрей, очевидно, исходной точкой считает III век и обвиняет всю последующую традицию в модернизме, в особенности, когда речь идет о довольно длительном посте, в частности, сорокадневном. Но, как мы уже уточнили, традиция многодневного поста, причем от Недели всех святых до дня Петра и Павла, относится к V-VI веку. Тогда что получается, отцы и святые епископы V-VI веков модернисты? Мне это живо напоминает слова отца Георгия Кочеткова, который говорил, что, начиная с V-VI века в Церковь начали вкрадываться некие духи, и Церковь отказалась от ответственности за своих пасомых. В свое время отец Андрей, кажется, выступал против отца Георгия Кочеткова. Почему же, обвиняя древние традиции в модернизме относительно доникейских времен, он по сути дела становится на позицию отца Георгия Кочеткова?

Пункт 2-й: отец Андрей Кураев дерзает обвинять целый ряд поколений церковных людей в ереси «четыренадесятников», хотя, очевидно, что не многодневные посты были их отличительным признаком. И в древности, и в современном уставе Петров пост не имел никакого подобия с Великим постом. Гораздо справедливее подобное уподобление отнести к Рождественскому посту, где есть даже своя подготовительная неделя по службе, немного напоминающая Страстную седмицу, где поются каноны, напоминающие каноны Страстной. Например, канон «Волною морскою». Но, при этом ни у одного здравого человека не возникнет мысли осуждать устроителей Рождественского поста и творцов этих замечательных служб в том, что они якобы дерзали подменить Великий пост Рождественским постом. Это было бы и безумьем и нечестием. Иными словами, отец Андрей Кураев, походя, всего за какие-то полторы минуты умудрился обвинить всю Православную Церковь, все ее поколения, в несуществующей ереси, которая состоит только в одном: в соблюдении Петрова поста.

В наш антиаскетический век, в век, враждебный всему аскетическому, следует укреплять в людях волю и любовь к посту. Даже если бы отец Андрей был прав исторически, а его противники были бы не правы, все равно следовало бы не принижать Петров пост, не говорить о его относительности и сравнительной новизне, а, напротив, показывать его значение в деле спасения. Чем же занимается отец Андрей? Он, вещая на миллионы по телевидению, занимается распропагандированием православных и не очень православных своих слушателей. По сути дела, это приказ N1 в марте 1917 года. Что должен делать командир или политрук перед боем? Он должен ободрить своих солдат, указать им на цель, воодушевить людей, вдохнуть в них мужество. А между тем, отец Андрей вещает примерно следующее: «Ребята, эта земля не наша, древних прав мы на нее не имеем, эта война в принципе бессмысленна. Высотка, которую мы должны завтра брать, нам не нужна, операцию выдумали молокососы и выскочки штабисты, которые бремена неудобоносимые на нас возлагают, а сами перстом двинуть не хотят. Поэтому будьте терпимы к самострелам, дезертирам и перебежчикам». Вот как можно это перевести на военный язык.

К сожалению, отец Андрей, делая все для того, чтобы всемерно сократить посты и принизить их значение, бьет по сознанию русского православного человека, деморализуя и десакрализируя его, уничтожая в нем аскетическое начало. Случайно это или нет? Боюсь, что нет. Дело в том, что вопрос о постах поставлен в Межсоборном присутствии, и отец Андрей, к сожалению, делает все, чтобы разрешить его наихудшим образом. Причем делает это, походя, как частное лицо. Возникает вопрос: какие цели могут извлечь из этого злонамеренные люди?

Пункт 1-й: сближение с католиками. Ни для ни кого не секрет, что в современном католическом мире посты девальвировались. Для огромного большинства католиков пост означает не есть мясо в Великую Пятницу. Особенно тяжелый удар по постам был нанесен после II Ватиканского собора, когда посты стали постепенно редуцироваться. Поэтому для того, чтобы воссоединить православных с католиками, необходимо нарушить среди православных дисциплину поста, прежде всего, большие многодневные посты. На это и направлен удар.

Другая сторона вопроса заключается в том, что после изменения продолжительности поста неизбежно встанет вопрос о присоединении Русской Православной Церкви к новостильным Церквам и соответственно объединении с католиками, которые, как известно, живут по новому стилю. Это совершенно реальная угроза. То, что, к сожалению, отец Андрей весьма часто бывает единомысленным с католиками, в частности, с папой Бенедиктом XVI, доказывает следующий случай. Известно, что будущий папа Бенедикт XVI вызвал целый скандал, когда заявил, что если священник-гомосексуалист раскаялся и не совершает во время своего служения ничего непотребного, то он может продолжать служение. Досточтимый отец Андрей в 2003 году в Магадане в присутствии епископа Феофана посмел заявить, что педераст может быть рукоположен в Православной Церкви. Епископу Феофану пришлось лично его поправлять и успокаивать народ. Как известно, позднее отец Андрей не принес покаяние в своем необдуманном и вредном заявлении. Тем самым он удивительно продемонстрировал свое единомыслие с будущим папой Бенедиктом ХVI. Если папа Бенедикт является папой скандалов, то отец Андрей, к сожалению, является миссионером скандалов. Возникает вопрос: а нужна ли нам такая миссия, в которой всё с точностью на наоборот, и все по духу века сего? Наши миссионеры, к сожалению, уподобляются царским пророкам Ветхого Завета, которые говорили по сердцу развращенных царей израильских и развращенного Израиля.

Почему я выступил в данном вопросе против отца Андрея Кураева? 20 лет нас связывала, если не дружба, то доброе знакомство и доброжелательство. Все эти годы я смотрел с немалым удивлением на его кульбиты, но прощал, думая, как и отец Вячеслав Пушкарев, что отец Андрей Кураев - это большой человек, поэтому его и заносит, но, в конце концов, он исправится. Однако, в последнее время я вижу, что это всё уже складывается в некую стройную систему. Из некоего вольномыслия это превращается в некий социальный заказ глобалистических сил, которые стремятся уничтожить любую традиционную религиозность и любую традиционную нравственность, в особенности православную. Я ещё раз приношу извинения за резкие формы высказывания, но я выступил потому, что считаю, что мы сейчас находимся в таком опасном периоде, когда мы уже не имеем права на праздную игру ума, на двоение смыслов, на интеллектуальные игры в бисер, когда мы должны не умствовать, не философствовать, не религиоведствовать, а богословствовать на пользу Церкви и русского народа. Мы сейчас должны говорить о самом главном, о самом опасном, о жизненно важном и смертельно опасном, потому что сейчас на весах лежит судьба России и судьба Церкви. Будет больно, если мы провороним и проболтаем угрозы, как это сделали наши деды и прадеды в феврале-марте 1917 года. Если мы будем заниматься тем же самым, если мы будем мыслить и действовать в рамках постмодернистской парадигмы, если мы будем заниматься двоением смыслов, сознательным искажением реальности, издевательствами над традицией, то ответ будет велик и страшен, подобно ответу князей содомских и гоморрских.

От редакции РНЛ: Данный комментарий диакон Владимир Василик дал нашему агентству в связи с первоначальным вариантом статьи протодиакона Андрея Кураева «О генезисе Петрова поста», опубликованной в его блоге в «Живом журнале». Позже отец Андрей внес в свой текст ряд изменений, в том числе и принципиальные поправки. В ближайшее время на РНЛ будет опубликована фундаментальная статья диакона Владимира Василика с критикой позиции протодиакона Андрея Кураева относительно природы и значения Петрова поста, в которой будут рассмотрены два варианта статьи отца Андрея - первоначальный и измененный.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 101

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

101. Аноним : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2011-01-07 в 18:13

Дорогие братья и сестры во Христе, очень радует то, что многие знают Библию.Но спасает не батюшка,не приход,не мудрость человеческая,а - Иисус.И если в христианской жизни отсутствует молитва, чтение Слова,церковное общение,то в жизнь верующего приходит падение(гордыня,самовозвеличивание,жестокосердие,мудрствование и прочие грехи).Утешает,что когда мы каемся и просим Господа о прощении и помощи,то Он меняет нас и окружающий мир.Давайте искать ЦАРСТВА БОЖЬЕГО и ПРАВДЫ ЕГО и все остальное приложится нам
100. Алексей : Проясняется почему Иоанн IV нужен был народу Божьему. Поэтому и оклевенат много, и тяжко ему было. Таких сильных сейчас нет. Гроза врагам православия он был.
2010-06-19 в 23:35

Понял почему д.Владимир Василик сказал "два взаимоисключающих действия". Дело в том, что д.Владимиру извиняться перед Кураевым не в чем в данном вопросе. Дьякон Владимир сделал доброе дело - обличил еретика и нас предупредил. Многие еще доверяют Кураеву и клюют на его массовые "гипнозы". Ну что же больны мы еще после Кашпировских и коммунистов.
99. Алексей : Кураев волк в овечьей шкуре. Не зря на РНЛ ополчился!
2010-06-19 в 22:40

Посмотрел видео запись Кураева, где он пытается оправдать гомосексуалистов. Был просто поражен: знал что он еще та ягодка, но не верил что он на такое способен. Видимо он сам давным-давно в это впал. Он ссылается на Авву Дорофея, что он мол как-то отвечал своему ученику на вопрос о влечении к брату. Архиепископ Феофан Ставропольский вмешался и сказал, что это не канонично, что священник не имеет права и даже низвергается за это. Хотя Кураев даже пытался поспорить. Вот гордец!
Ну что же решил проверить, не поверил, что Авва Дорофей что-то мог подобное сказать в пользу содомского греха! Нашел место где он разговаривает с учеником о влечении к брату. Полная ложь еретика Кураева!
Читайте сами:
«Вопрос 7 того же к тому же Великому Старцу. Помолись о мне, Отец мой, меня очень смущают помыслы блуда, уныния и боязни; и помысел говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу, дабы молчанием моим не подать ему повода к подозрениям. Ощущаю также, что бесы как бы давят меня, и впадаю в боязнь.
Ответ. Брат! ты не обучен еще браням со врагом, потому и приходят тебе помыслы боязни, уныния и блуда. Противостань им твердым сердцем, ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут царю своего искусства в бранях, не удостаиваются почестей. Вспомни, каков был Давид. Не поешь ли ты: искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Пс. 25:2). И еще: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое. Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26:3). Также о боязни: аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22:4). Об унынии же: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Екклеез. 10:4). Разве ты не хочешь быть искусным? Но муж, не испытанный искушениями, неискусен. Брани делают человека искусным. Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. Но как ты не знаешь хитростей врага, то он и приносит тебе помыслы боязни и расслабляет твое сердце. Ты должен знать, что Бог не попустит на тебя брани и искушения выше силы твоей; тому научает тебя и Апостол, говоря: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче еже можете (1 Кор. 10:13. Брат! и я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от оных помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем. А то, что бесы давят тебя, происходит от зависти их; если бы могли, они выгнали бы тебя и из келлии твоей; но Бог не попускает им владеть тобою, да они и не имеют на то власти. Бог вскоре мог бы облегчить тебя, но ты не стал бы тогда противиться другой страсти. Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата, (которым завлекаешься), или беседовать с ним; но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностью, и не слушай внимательно его голоса. Если же брат тот по неведению сам заговорит с тобою, или сядет возле тебя: то искусно уклонись от него, впрочем не вдруг, но с благопристойностью. Скажи помыслу своему: вспомни страшный суд Божий и стыд, который постигнет тогда увлекающихся сими постыдными страстями. Понуждай помысл свой, и получишь помощь молитвами Святых, и Бог помилует тебя. Не будь дитя умом, но злобою младенствуй (1 Кор. 14:20); умом же, брат, будь совершен. Внимай себе, как тебе встретить Бога. Аминь.»
98. Алексей : Взаимное прощение
2010-06-19 в 21:30

"хотел бы совершить два взаимоисключающих действия: потребовать от него извинений и извиниться самому"


Разве православные люди не поступают так все время? Разве во время поста или монахи не испрашивают каждый день прощение друг у друга? Разве мы
не виноваты постоянно друг перед другом?
97. АННА РАЙТ : Галине, Ивану Прокофьеву
2010-06-19 в 12:14

:-)
96. Иван Прокофьев : Анне
2010-06-19 в 10:00

Вам не одурачить Православных христиан, даже если захотите, поверьте.


Сие околоправославный троллинг. Можно не обращать внимания. Интересно только, по какому переводу Писание цитирует?
95. Галина : 94. Владимир
2010-06-19 в 07:39

Если Вы называете себя православным РПЦ МП, то пользуйтесь синодальным переводом Евангелия, а если пользуетесь неизвестно кем переведенным Евангелием, то вопрос: а действительно ли Вы православный?
94. Владимир РПЦ МП : Анне Райт
2010-06-19 в 02:48

6 тому же, кто побудит кого из малых сих, верующих в Меня, оступиться, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и утопили в море.
7 Горе миру сему из-за камней преткновения, которыми он полон. Ибо этих камней преткновения не избежать, но горе тому, по чьей вине появляются они.
8 И если рука твоя или нога твоя виною тому, что ты споткнулся, отруби её и выкинь прочь, ибо лучше тебе войти в жизнь вечную безногим или безруким, чем при двух ногах и двух руках быть ввергнутым в вечный огонь.
9 И если глаз твой виною тому, что ты споткнулся, то вырви его и выкинь прочь. Лучше войти в жизнь вечную с одним глазом, чем иметь два
глаза и быть ввергнутым в огонь ада".
(ОТ МАТФЕЯ 18 6-9) Вам не одурачить Православных христиан, даже если захотите, поверьте.
93. М.Яблоков : Анониму 2010-06-18 в 18:44
2010-06-18 в 21:44

С чего Вы взяли, что я не знаю на него ответ? Это Вы не ответили, вопрос-то был Вам задан :) Ладно, отдыхайте пока...
92. АННА РАЙТ : Владимиру РПЦ МП
2010-06-18 в 18:55

Вы о чем, Владимир? Мы тут душевно беседуем, никого не трогаем. Если б мы Вас хотели одурачить, то одурачили бы, поверьте.
91. Аноним : М.Яблокову
2010-06-18 в 18:44

Да? Приятная такая аскеза - у компутера, не оторваться никак;-))
Вопросов больше нет, а на свой вопрос, кстати, вы без труда найдете ответ. В святоотеческих книгах.
90. Lucia : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-18 в 18:03

А почему бы и не находиться часами в интернете в обществе православных братьев и сестер? Мы ведь не картинки неприличные рассматриваем.
89. М.Яблоков : Анониму 2010-06-18 в 12:28
2010-06-18 в 15:41

Да. А какими вы руководствуетесь критериями, дабы утверждать обратное?
88. Владимир РПЦ МП : Женщинам традиционалисткам
2010-06-18 в 15:29

Традиционалистки во всей красе, кого одурачить хотите, если вам ни Апостол Павел, ни Моисей ни указ? Про соблюдение традиций вообще речи нет.
87. АННА РАЙТ : Елене
2010-06-18 в 14:27

Спаси Вас Господи, Елена.
86. Галина : Прихожанке
2010-06-18 в 13:58

И еще. Вы свое нежелание поститься прикрываете красивыми словами (Думать о Христе, а не о посте, любовь, милосердие). Но как известно, если человек хочет, то ищет возможности, а если не хочет, то оправдания (я больная, лучше больше помогать ближнему, чем поститься и пр.)
85. АННА РАЙТ : для 81. Аноним
2010-06-18 в 13:43

А у вас богатая фантазия.


Ага.
p.s. Когда поймете мой пост и дозреете да возражений - welcome back.
84. Елена KN : 55. Прихожанка
2010-06-18 в 13:33

Прихожанка писала: «Пример, приведённый мной в первом комментарии (о болящей певчей) - очень яркая иллюстрация того, как в стремлении нести аскетические подвиги, которые всё-таки более свойственны и требуются не от мирян, а от монахов, люди забыли о своём главном делании - делах милосердия. И очень показательно, что во всех ответах на мой комментарий никто и никак не отреагировал на этот случай с певчей. Внимание всех опять приковано не к главному. Свести всё христианство к соблюдению постной традиции - это ведь намного проще»

Пожалуй, отреагирую... «Хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше молитвою" (Св. Марк Подвижник). Плохо только, когда ни тем, ни другим. Вы уверены, что болящей певчей ваше посещение принесло бы больше пользы, чем ваши молитвы в церкви?
Вы не встречались с таким явлением, когда люди, сильно скорбящие душевно или физически, ждут времени поста Т.к. получают облегчение в скорби от того, что ВСЯ Церковь усиленно соборно молится.
Каждый из нас, ведь, не изолированно существует в Церкви, все невидимо связаны. Если кто-то способен усиленно молится на долгих службах, другому это молитвенное усилие поможет просто выдержать пост, а третьему – додуматься делом проявить внимание к ближнему. Воспользуюсь вашим ярким образом про караван в пустыни. Если мы основным «тянущим караван» меру снизим, у нас последние «верблюды» совсем лягут – сил не будет.
А уж, чем пост «мешает» исправить свое внутреннее отношение к ближнему – вообще, непонятно. Ведь готовимся, приносим покаяние на исповеди. Волей-неволей вынуждены внутрь себя заглянуть. И по Причащении уроки получаем. Это, как раз, не легче, чем «помогать делом». Тяжелее это, отсюда и стремление облегчить тяжесть, сделать послабления (индивидуально, при необходимости, каждый может регулировать свою меру). Только это будет видимое облегчение, которое быстро пройдет, пустота останется.
83. Аноним : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-18 в 12:45

"А вы остаетесь отстреливаться от нас, "невменяемых"? Прикрывать отход, так сказать? “Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной” (Матф.5:22).
Да, господа, за вами "административный ресурс", но насчет будушего не стоит быть таким уверенным. По крайней мере, насчет ТОГО будущего.
Победа в сраженье не означает победу в войне.
Вы лукаво противопоставляете любовь "молоку", тем самым "профанируя и извращая любовь", подменяя "личное подвижничество интенсивной суетной активностью во внешней сфере." Разрывая Христа и Традицию, Вы низводите Церковь до уровня одной из благотворительных организаций, а религию до гуманизма. Самое удивительное, что перед нами - Запад, который прошел весь этот путь, растеряв христианское наследие полностью. Вы это прекрасно знаете и, тем не менее, предлагаете "всем вменяемым" опять пройти его. Я думаю, что, если человек вменяем, он-то как раз и поймет Ваше лукавство. Так что надейтесь только на ресурс, вменяемых вам не видать, как своих ушей."

А у вас богатая фантазия.
82. АННА РАЙТ : Lucie
2010-06-18 в 12:45

:-)
Как всегда.
81. Аноним : МЯблокову
2010-06-18 в 12:28

А находится часами в интернете постом - это аскетично але как?;-))
80. Галина : Прихожанке
2010-06-18 в 12:28

Вы говорите, что больная и поститься не можете и что посты вредят здоровью, которого и так мало, но хочется на это заметить
1. Кто больше всех говорит о своих болячках, на самом деле оказывается на поверку здоровее других
2. Здоровье подает Господь, и если Ему будет угодно, то здоровья не будет даже если человек и не постится.
P.S. Монахи, не вкушающие мяса, строго постящиеся и тяжело трудящиеся очень часто доживают до 80 - 90, а то и до 100 лет.
79. Lucia : АННА РАЙТ
2010-06-18 в 11:25

Прихожанка и есть тот страдающий человек. Это ее не навестили, поэтому теперь все виноваты.
78. Георгий : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-18 в 11:01

Что можно сказать? Все печально. Как сказал святой: "Да ешьте все, только друг друга не ешьте"... Конечно, отец Андрей (Кураев) погорячился, назвав РНЛ раскольнической (и это весьма печально). Однако верно и то, что негатива (из "ревности") на РНЛ стало больше, чем мне лично хотелось бы видеть. Как говорится, много шума из ничего. И многих людей этот шум смущает. Может, во время постов, публиковать не "разборки" на церковную тему, а что-нибудь душеспасительное из жития святых отцов?
77. Иван Прокофьев : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-18 в 10:20

К сожалению почему-то опять никто ничего так и не сказал по поводу того случая с певчей, что я приводила в своём первом комментарии ( за номером 16) . А он как раз очень показателен, особенно тем, что шёл Великий Пост. Человек служил в храме на клиросе долгое время, помимо того, что она была также и его прихожанкой. И все о её болезни знали. Приход усердно постился. А постники у нас знаете какие есть - ого-го!, хоть мы и не в Москве живём, а в провинции.


А я знаю много и других случаев. Когда люди начинали говорить, что любовь, милосердие, свобода, христоцентричность - это самое главное, а аскеза, устав, посты, молитвенные правила, богослужения - второстепенное. Потом они начинали спорить с духовниками: мол, я сам решаю, поститься мне или нет, молиться или нет - я свободен во Христе, и все тут. Затем такие люди полностью уходили из Церкви.

Ни в коем разе нельзя разделять аскетическое и догматическое учение Церкви. Они неразрывно связаны. И все разговоры о том, что после соборной отмены и ослабления постов и молитвенных правил, сокращения богослужений и т.п. у православных христиан любви прибавится - это, простите, чушь.
76. Галина : Прихожанке
2010-06-18 в 09:37

Вот Вы все про болящую певчую тут говорите, что ее никто не навестил за весь пост, а сами то Вы ее почему не навестили и батюшку к ней не пригласили? Так что нечего на других пальцем тыкать.
75. Максим Степаненко : Ответ диакону Владимиру
2010-06-18 в 02:25

Вопрос об отношение к гомосексуализму и рукоположению гомосексуалиств Кураевым давно закрыт. Все точки поставлены. Комментарии ролику даны.
Вот ответ Кураева по поводу рассмариваемой видеозаписи:
http://kuraev.ru/ind...?option=com_smf&;Itemid=63&topic=245618.0
Спецально для любителей РНЛ, прошу его опубликовать, ибо не по христиански продолжать клеветать на клирика.

Далее слова Кураева:
Комментарии к этому ролику - обычная политическая клевета от наших "пррравославных" фашиков. Еп. Феофан вечером того же дня, награждая меня грамотой, сказал, что вопрос был задан (и заснят на камеру) местными РНЕшниками, которые хотели устроить драку на лекции - поэтому он так резко прервал разговор.
Подробно моя позиция изложена в книге "Церковь в мире людей":
- Может ли гомосексуалист стать православным священником?
- Боже, ну, как отвечать на такой вопрос? Даже если бы вы спросили меня - «а может ли гетеросексуалист стать священником» – и то ответить было бы трудно. Настолько эти лексиконы из разных миров…
Поэтому, кстати, и нельзя ответить простым «нет». Да, церковные каноны однозначно определяют гомосексуализм как деяние, несовместимое со священным саном. Но в том-то и неясность, что каноны (нормы права, законы) говорят именно о деяниях. На языке церковного права гомосексуалист – это человек, совершивший определенное деяние. На языке же современной психологии гомосексуалист – это человек с гомосексуальным влечением. Значит, сегодня это слово понимается более широко.
Отсюда и неясность: поскольку каноны говорят о действиях, а не о помыслах, то можно ли безусловно распространять определения церковных канонов на людей, еще не совершивших гомосексуальных поступков и зарекшихся от их совершения? Может ли канон, право наказывать за помысл, регулировать чувства?
Не во всех своих мыслях человек свободен. Что-то в него всевается «лукавым». Что-то определяется психическими травмами и впечатлениями детства (как раннего, так и подросткового). Если человек, заметив в себе гомосексуальное стремление, пугается его, оценивает его негативно, кается в нем и не допускает себя до соответствующих деяний - то с точки зрения христианства это прежде всего аскет. Он победил свой помысл, хотя до конца еще и не искоренил его (а какой вообще греховный помысл можно до конца искоренить?). За что же его наказывать?
А ведь такая борьба бывает и у святых. Даже искренний, даже святой христианин может быть стужаем этим искушением: «Вопрос: Помысл говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу… Ответ: Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними... Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем… Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата, которым завлекаешься, или беседовать с ним, но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностью, и не слушай внимательно его голоса… Скажи помыслу твоему: вспомни страшный Суд Божий и стыд, который постигнет тогда» (Вопросы преп. Аввы Дорофея и ответы старца Варсонуфия Великого, 7).
Как видим, блудный помысл гомосексуального типа сам по себе, раскаянный и не воплощавшийся в блудных действиях, в этом случае не стал канонической преградой для поставления в игумены. Тем более, что человек не всегда всецело и единственно ответственен за свои мысли: худшие помыслы могут в него всеваться врагом рода человеческого.
Вот обычный мужчина. У него есть обычное мужское чувство влечения к женщине. Но это не значит, что он должен на всех набрасываться. А если он в добрачном состоянии (семинарист) или монах, то он обязан вести целомудренный образ жизни. Если у тебя, по каким-то причинам (физиологическим, психологическим или иным – не хочу вдаваться в дискуссию о причинах гомосексуализма) сформировалось влечение к особям собственного пола – это не означает, что ты должен капитулировать перед этим влечением.
Борись. И если победишь, если сможешь контролировать это свое влечение, то сможешь стать священником. Только в том случае, если под «гомосексуализмом» понимать влечение к людям своего пола, а не только сексуальную практику, можно сказать, что человек, у которого это влечение есть, но он не доводит свой гомосексуализм до практики, может стать священником.
И еще один поворот судьбы возможен в связи с этой печальной тематикой. - А что, если человек уже стал монахом, священником, и лишь затем обратил внимание на реальную структуру своих сексуальных впечатлений и осознал себя в психологическом смысле гомосексуалистом? Узнав в себе этот «зов» и с ужасом признав его реальность, он приходит на исповедь к духовнику и говорит, что вот такая мысль вторглась в его душу. Должен ли духовник требовать от такого человека отказа от священного сана? Мне кажется, что нет.
Церковные же каноны со времен ап. Павла как раз не делают различия между блудными грехами «естественными» и «противоестественными». И о блудниках сказано то же, что о мужеложниках: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6, 9-10).
Каноны Отцов также приравнивают один грех к другому. «Любодеяния посвященных Богу… Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники - того же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих… Явившему неистовство в мужеложестве время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием» (Правила Василия Великого 6, 7, 62; аналогично 4-е Правило св. Григория Нисского).
Св. Иоанн Постник снижает епитимьи (почему – он говорит в своем 3-м правиле) за блудные грехи с 15 до 3 трех лет – причем опять же не отличая прелюбодеяния от мужеложства (Пр. 20 и 29). (Епитимья – это время или отлучения от Причастия или же особых духовных упражнений: посты, поклоны…).
У того же канониста мы встречаем ограничение действий канонов: «Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не содеян, не подвергается епитимии… Сочувствие сердца с помыслами очищается двенадцатью поклонами… Борьба со страстями бывает достойна или награды или наказания» (Правила 4,5 и 6).
Сама сексуальность человека таит в себе риск падения. Духовник знает это. Знают это и каноны. Поэтому помыслы не наказываются (хотя к борьбе с ними человек, конечно, призывается).
Вот послушник пришел на исповедь перед своим монашеским постригом. Завтра вечером он даст обет девства. Есть в нем помыслы, которые, если они воплотятся в реальные дела, окажутся несовместимыми ни с наследованием Царства Божия, ни с монашеством, ни со священством? – Конечно, есть. Но именно для того, чтобы не оказаться плененным ими, он и прибегает к помощи старца, и объявляет им войну.
Можно ли быть уверенным, что он всегда останется столь же чистым, как в минуту этой своей исповеди и в день пострига? – Нет: такой уверенности ни у игумена, ни у духовника, ни у епископа, давшего благословение на этот постриг, быть не может.
Так что любой постриг или хиротония – это риск. Но ведь есть и надежда, что «Богу содействующу» юноша пройдет начатый им путь без самых страшных падений. И в этой надежде его постригают и рукополагают.
И право на эту надежду имеет любой человек, желающий освободиться от тирании помыслов и стать господином своего сердца.

И где Куарев неправ?
74. Воин : Прихожанке
2010-06-18 в 01:55

Да прочитайте наконец "Лествицу" прп. Иоанна Лествичника.
ЛЮБОВЬ - последняя ступенька в лестнице добродетелей.
А вы пытаетесь сразу на нее запрыгнуть с ходу.
Что вам и пытается донести Сельскiй бригадиръ.
То, что вы пишите и так понятно, непонятна лишь иллюзия благомыслов современной "любви".надеюшихся достичь ЛЮБВИ без постов.
"Отдай кровь и получи Дух" - говорят Св.Отцы. А мы вот современные немощные христиане надеемся с помощью интеллекта и благомыслия достичь оного. Вотще. Напрасно.
Всего вам доброго и Божией помощи.
73. АННА РАЙТ : Дмитрию
2010-06-18 в 01:05

Прихожанка, бросайте Вы это неблагодарное занятие - люди находятся на войне, а Вы - враг, за Вами - будущее и административный ресурс.


А вы остаетесь отстреливаться от нас, "невменяемых"? Прикрывать отход, так сказать? “Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной” (Матф.5:22).
Да, господа, за вами "административный ресурс", но насчет будушего не стоит быть таким уверенным. По крайней мере, насчет ТОГО будущего.
Победа в сраженье не означает победу в войне.
Вы лукаво противопоставляете любовь "молоку", тем самым "профанируя и извращая любовь", подменяя "личное подвижничество интенсивной суетной активностью во внешней сфере." Разрывая Христа и Традицию, Вы низводите Церковь до уровня одной из благотворительных организаций, а религию до гуманизма. Самое удивительное, что перед нами - Запад, который прошел весь этот путь, растеряв христианское наследие полностью. Вы это прекрасно знаете и, тем не менее, предлагаете "всем вменяемым" опять пройти его. Я думаю, что, если человек вменяем, он-то как раз и поймет Ваше лукавство. Так что надейтесь только на ресурс, вменяемых вам не видать, как своих ушей.
72. АННА РАЙТ : Прихожанке
2010-06-18 в 00:44

[qoute]Но очевидно люди так были заняты своими грехами, постом, молитвой, что как-то забыли что рядом есть страдающий человек..


А почему это - очевидно? Люди могли быть заняты еще чем-то (да чем угодно), вот и поступили не по христиански. Пост - это ведь не только "диета", в пост мы должны больше размышлять о Боге и о своем соответствии его установлениям, а значит, и об отношении к ближним нашим. И коль такое случилось, то эти люди как раз плохо постились.
Почему Вы опять новые и новые ложные противопоставления строите? В расчете смутить "малых сих"?
Нет никакого противоречия между постом и деятельной заботой о ближнем. Все это - единое христианское делание.
Те, кто пытается внести эти разделения и противоречия..ну, ладно, это Вы как раз знаете.
71. Димитрий : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-18 в 00:03

Прихожанка, бросайте Вы это неблагодарное занятие - люди находятся на войне, а Вы - враг, за Вами - будущее и административный ресурс. Вы им - о том, что любовь к ближнему должна главенствовать над молоком, они вам - что без противогаза на тот берег не добежать. Только противогаз запотел, а уши заложило от канонады.

Сходите лучше почитайте http://kiev-orthodox...e/churchlife/2253/- хоть кто-то в чем-то у нас признает себя некомпетентным. Вообще, славный ресурс: есть реально трезвые и вменяемые люди.
70. Прихожанка : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 23:31

"Без постов и аскетики истинная любовь невозможна!"
Согласна, что на Истинную Любовь способен человек, который победил свои страсти с помощью постов и аскетики. Истинная любовь - это святость. Но куда нам пока до таких высоких материй! Для того, чтобы её обрести люди уходили из мира в монастыри, в затворы и т.д., думаю что всё это всем известные вещи. О подвигах святых Отцов все оппоненты, конечно, читали и наслышаны. Эта литература очень всеми нами любима, особенно в период неофитства.
Я пишу о более земных вещах, о том, что нам мирянам поближе и дано для нашего спасения - это наши ближние. Можете не называть то, что мы должны к ним проявлять словом Любовь, если оно вам не нравится. Можно назвать это хотя бы просто благотворительностью и заботой - так можно? К сожалению почему-то опять никто ничего так и не сказал по поводу того случая с певчей, что я приводила в своём первом комментарии ( за номером 16) . А он как раз очень показателен, особенно тем, что шёл Великий Пост. Человек служил в храме на клиросе долгое время, помимо того, что она была также и его прихожанкой. И все о её болезни знали. Приход усердно постился. А постники у нас знаете какие есть - ого-го!, хоть мы и не в Москве живём, а в провинции. Но очевидно люди так были заняты своими грехами, постом, молитвой, что как-то забыли что рядом есть страдающий человек, которого хотя бы раз можно было бы навестить в больнице, не говоря уж о том, чтобы батюшку привести для Причастия. Я думаю, что у вас всех в ваших храмах таких случаев много! Это вообще - показатель современной церковной жизни - такая забывчивость о ближних. Несмотря на всё наше усердное пощение, которое по идее должно было бы нас уже давно к Истинной Любви к ближнему привести!
А насчёт Божиего Суда-то я как раз и думаю. Вот постимся-постимся, а Господь как спросит, "а накормили ли мы голодного?, а навестили ли болящего?"... ( далее по Евангелию)… А мы скажем, "да нам некогда было, мы ведь постились, каноны вычитывали, службы выстаивали…" Что-то Он нам ответит на это?
Ну вот, больше мне сказать нечего. Не буду умножать слова. Со всеми прощаюсь и желаю всем всего доброго.
69. Прихожанка: Сельскому бригадиру. : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 22:26

Я имела ввиду, что свт. Феофан был одним из епископов Церкви, а не принимал участие в Соборе. И как епископ прекрасно понимал чем грозит грех непослушания, о чём он и говорил, как о "пощёчине" Матери-Церкви. Далее из текста всё ясно.
68. М.Яблоков : Главное Любовь, а не посты и прочая аскетика...
2010-06-17 в 17:05

"Главное Любовь, а не посты и прочая аскетика..."

Это сатанинское лукавство.
Без постов и аскетики истинная любовь невозможна!
67. Сельскiй бригадиръ : Прихожанке о розовом христианстве:
2010-06-17 в 15:52

Вы пишете:
Главное Любовь, а не посты и прочая аскетика...
"Паисий Святогорец оценил подоплеку «розового христианства» следующим образом: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили бы все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду».
Потихоньку рождается такое «христианство», в котором главные основы православной веры сокрываются умалчиваниями, а все православие втискивается в профанированное и извращенное до неузнаваемости слово «любовь».
Современное «розовое христианство» имеет следующие характерные признаки:
1. Апология любви при умалчивании о Суде Божием.
2. Адогматизм или абстрактное догматизирование. Разрыв связи догматов и заповедей Божиих. Релятивизм и «плюрализм». Моменты абсолютной истины догматов расплываются: мол, и то правда, и это. Истина понимается только как плюралистический «синтез» различных относительных и частных словесных формулировок.
3. Непонимание и незнание законов духовной жизни. Подмена личного подвижничества интенсивной суетной активностью во внешней сфере.
4. Отказ от всего аскетического и преподобнического церковного опыта, постепенно возводящего человека от земли к небу. И вместо этого — харизматические прорывы сразу на верхние стадии.
В результате святость настоящей, подлинной церковно-христианской любви, кощунственно снижается до уровня гуманитарной гаммы «красивых» человеческих чувств, не нуждающихся ни в страхе Божием, ни в смирении, ни в послушании.
Автор данной заметки не преувеличивает: приходилось многократно собственными ушами слышать, с каким жаром отстаивается многими православными воцерковленными (!) верующими псевдобогословский тезис: «Бог не Судия, а только и только Любовь»! И сегодня все больше народу соблазняется именно этим, привлекательным для нашей «душевности» тезисом, и приходит в Церковь не на подвижничество ради Христа, а купаться в Источнике Любви и вкушать непрерывно сладкие яства на «пиру веры».
Вообще-то, на тему «Бог есть Любовь и никого не наказывает» — было бы интересно подискутировать с обитателями Содома и Гоморры, да вот где они? От сотворения человека до Страшного Суда — Бог Судия. При этом Суд Его недаром называется страшным. Первым актом Суда Божия было изгнание Адама из Рая. Затем, еще в Ветхом Завете: потоп, Содом и Гоморра.
Некоторые полагают, что, если и есть неправомыслие в отношении существенного свойства Божественной любви — правосудности, то оно неопасно. Так ли это? Все догматы имеют и прямые нравственные следствия. А страх Божий, по Писанию, — начало всякой Премудрости. Далее… Какое еще логическое нравственное следствие вытекает из определения «Бог — не Судия, а только и только Любовь»? Любящий принимает любимого таким, как он есть. Зачем меняться?
Мои страсти греховные Бог не судит — Он не Судья. Зачем даже заповеди Божии исполнять? За один мой гимн Богу, как Любви и только Любви, Он меня введет в царство славы". (Вячеслав Мальцев, †2004)
http://blagogon.ru/digest/59/
66. АННА РАЙТ : Прихожанке
2010-06-17 в 13:42

Все миряне бросились осваивать аскетику


Я завидую Москве. Там все осваивают аскетику, выстаивают все службы и блюдут все посты. Все это приняло просто характер эпидемии, приходится бороться.
Я хочу спросить, где Вы это все увидели? Это - лживая конструкция модернистов, которые разрушают Традицию под предлогом этой "эпидемии", которая ими противопоставляется "христоцентричности" и "любви к ближнему". Вот мадам, возглавляющая интерфакс-религии, прямо заявляет "Вот ту самую "Традицию", которая пишется с большой буквы и произносится с предыханием, я и ненавижу." (http://comandante1.livejournal.com/).
Так что эта борьба - не паранойя традиционалистов. А противопоставления пост-любовь к бижнему, "христоцентричность"-выстаивание служб - абсолютно ложные. Дисциплина (хоть а армии, хоть в Церкви, хоть в любом учении) не цель, но средство и будете пренебрегать средствами, не достигнете цели. Это все равно, что сказать, главное для спортсмена - результат, зачем все эти изнурительные ежедневные многочасовые тренировки? А затем, что без них и результата не будет.
Протестанты уже прошли этот путь, но разница между ними и нынешними в том, что их вожди "горели", а нынешние разрушители Традиции - теплохладные и никто за ними бы не пошел (байки о.Андрея приелись уже самым восторженным его почитателям), если бы не то насилие, которое мы стыдливо называем "административным ресурсом".
Так что Вы напрасно стараетесь. Все это уже сказано десятки раз и все это - бездейственно, потому что - ложно. Но победа будет за Вами, ибо - "административный ресурс".
65. Владимир РПЦ МП : Не в меру традиционалистам.
2010-06-17 в 11:48

4 Мы должны были рассказать
об этом, ибо некие
лжесобратья тайно проникли к
нам, чтобы подсматривать за
нашей свободой, которую мы
имеем во Христе Иисусе, с тем,
чтобы поработить нас.
5 Но мы не поддались им,
чтобы истина, воплощённая в
благовестии, оставалась с
вами.
(К ГАЛАТАМ 2;4-5) Здесь нет ни слова о традиции или предании.
64. Сельскiй бригадиръ : Прихожанке
2010-06-17 в 09:28

...Собором епископов, одним из которых был в своё время и свт. Феофан

.А теперь, прихожанка, будьте добры пояснить, на каком таком Соборе присутстворвал свт. Феофан Затворник?
63. Прихожанка: И. Прокофьеву : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 03:02

Вы знаете, мою позицию понять не очень трудно. Вы говорите, что за словами "Христоцентричность церковного сознания" идёт разрушение Священного Предания. А я считаю и вижу (по крайней мере на ближайших мне примерах), что в стремлении досконально соблюсти предание Св. Отцов православные перестают быть христианами. И соблюдение заповедей Божиих по отношению к ближнему заменяется законничеством в соблюдении постов, вычитывании молитвословий, неукоснительном выстаивании церковных служб и всё это считается христианством. Ради предания старцев попирается заповедь Божия. Отдаётся предпочтение "десятине с мяты, всесожжениям и жертвам", а не милости и любви к ближнему. Да вы и сами наверняка это знаете. Как раз Предания у нас сейчас очень много, а вот Христоцентричности становится всё меньше. Все миряне бросились осваивать аскетику, забыв о самом главном, без чего и аскетика не нужна - о любви к ближнему. И самое главное, что культивирование развитие этого направления в церковном сознании, оставляет в сердцах православных людей всё меньше и меньше места для этой самой любви, которая выражается в делах милосердия, хотя можно сказать и так: "мы же не протестанты какие-нибудь, чтобы милосердием и благотворительностью заниматься" - такие рассуждения у нас тоже можно уже услышать.
Одно только ломание копий по поводу изменения в Постах что стоит. А это ведь по сути и неважно. "Если я и тело своё отдам на всесожжение, а любви не имею..." - дальше вы сами знаете. И "десятину с мяты" надо в меру отдавать, но и о самом главном - не забывать, а у нас сейчас только десятиной одной думают Богу угодить, вот об этом перекосе и речь.
62. Прихожанка : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 02:15

Эпизод с еп. Феофаном убедительный, ничего не могу сказать. Только вот не думаю, что еп. Феофан одобрил бы всё, что на этом форуме говорилось о духовных лицах, и назвал бы это уже не пощёчиной, наверное, а чем-нибудь пожёстче. И приведённый Вами пример только подтверждает то, о чём я писала. В своём замечании свт. Феофан имел ввиду не молоко само по себе, а нарушение Устава, именно как факт непослушания Матери-Церкви. Но, как известно, церковный Устав принимается Соборным разумом Церкви, т.е. Собором епископов, одним из которых был в своё время и свт. Феофан. Ко власти епископа св. Отцы относились со страхом Божиим, и проявляли им послушание, как например, св. Серафим Саровский. Который и о священниках запрещал худо говорить. Получается, что пощёчина Матери-Церкви - это непризнание и неуважение решений Соборов, решений священноначалия, не говоря уж о хуле на них, а не нарушение поста само по себе стаканом молока. Решение церковных проблем всегда остаётся за Собором, хотя Собор может и учитывать мнение св. Отцов о том же посте, например. Если Собор примет новый Устав - это будет новым законом Матери-Церкви, который мы, как послушные чада обязаны будем соблюдать. Если Собор разрешит нам в этом Уставе пить молоко, то будем его пить с чистой совестью, и в таком случае это не будет "пощёчиной". Пощёчина Матери-Церкви - это именно грех непослушания. Об этом и говорил свт. Феофан. И наше сопротивление и непослушание готовящемуся Всеправославному Собору и его намерениям изменить Устав и есть "пощёчина". А раскол, которым угрожают- это всегда следствие нелюбви и гордыни тех, кто "откалывается"». Когда собственные представления об истине кажутся неоспоримыми, когда презираются решения священноначалия. По этой же причине возник в своё время и старообрядческий раскол. Стоило ли оно того? А теперь можно подумать, что на самом деле наносит пощёчину Матери-Церкви. Послабление поста или грех непослушания.
61. Иван Прокофьев : Прихожанке
2010-06-17 в 01:21

Вот именно Всеправославный Собор и может оградить от таких батюшек. В этом и есть его значение, чтобы не было произвола в Церкви и разночтений по местам, которых сейчас - великое множество. Именно Собор своими постановлениями должен поставить заслон от произвола при соблюдении постов, как со стороны священников, так и верующих, выработав приемлемые! правила для всех.


Как может Всеправославный собор оградить от попадания в состояние прелести, от ревности не по разуму или младостарчества? Что такое "приемлемые правила для всех"? Как можно регламентировать то, что решается в личных беседах между духовником и его чадом?
Обязать батюшек допускать всех к Причастию без исповеди и поста, обязать Великим постом вкушать скоромную пищу? Запретить супружеское воздержание в пост, как не соответствующее Писанию? и т.п.

Мне совершенно не ясна Ваша позиция.

PS. Знаете сколько в мире и в России вегетарианцев? И ничего - еще убедительно доказывают, что здоровье от растительной пищи только улучшается, даже если живешь в суровых условиях и работаешь на тяжелой работе.
А тут, по-Вашему, четыре поста в году (два из которых - с рыбой), оказывается, здоровье подрывают окончательно. Да и про укрепляющую благодать Божию забываем окончательно.
60. Иван Прокофьев : Прихожанке
2010-06-17 в 00:57

Вы говорите совершенно очевидные вещи, известные и понятные каждому участнику форума. Мы говорим о другом. О том, что под разговоры о "христоцентричности церковного сознания" идет разрушение Священного Предания Церкви. Тем же самым занимались и обновленцы в 20-х годах XX века.
59. К слову : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 00:45

Вся беда от того, во-первых, что у нас, в обществе, понятие о «Cвятой, Cоборной и Апостольской Церкви» нередко отождествляется с понятием о временном церковном управлении, об ее официальном представительстве, – приурочиваются, так сказать, к личному, временному составу церковной иерархии.
Во-вторых, от того, что общество привыкло к безгласности и потемкам, что дневной свет правды невольно его раздражает, и свободы оно пугается.
Вообще, у нас в России, в деле Церкви, как и во всем, ревнивее всего охраняется благовидность, decorum, – и этим большей частью и удовлетворяется наша любовь к Церкви, наша ленивая любовь, наша ленивая вера! Мы охотно жмурим глаза и в своей детской боязни «скандала» стараемся завесить для своих собственных взоров и для взора всего мира многое, многое зло, которое, под покровом внешнего «благолепия», как рак, как ржавчина, точит и подъедает самый основной нерв нашего духовно-общественного организма.
Конечно, преступен тот, кто ради личной потехи, кощунственно издеваясь, выставляет миру напоказ срамоту матери, но едва ли менее преступны и те, которые, видя ее срамоту, видя ее страшные язвы, не только не снедаются ревностью об ее чистоте, чести и излечении, но из ложного опасения нарушить благочестие, а в сущности, всего чаще, по лени и равнодушию, дают, почти заведомо, укорениться злу и недугам – мерзости запустения на месте святе.

АКСАКОВ И.С.
Полное собр. соч. М., 1886. Т.4. С. 42
58. Прихожанка : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-17 в 00:37

"Ежели какой-то священник начнет требовать не по разуму, то к нему нужно применять прещения. И никакой Всеправославный собор оградить Церковь от появления подобных батюшек не может. Также как он не сможет оградить от появления чад, которые в самообольщении берут на себя сугубые аскетические подвиги и надрываются".

Хотелось бы сказать на это следующее. Вот именно Всеправославный Собор и может оградить от таких батюшек. В этом и есть его значение, чтобы не было произвола в Церкви и разночтений по местам, которых сейчас - великое множество. Именно Собор своими постановлениями должен поставить заслон от произвола при соблюдении постов, как со стороны священников, так и верующих, выработав приемлемые! правила для всех. Ведь для многих сейчас и не надо брать на себя никаких сугубых аскетических подвигов, достаточно соблюдать просто постный Устав по Типикону (другого-то ведь нет, или вы всё-таки не по Типикону поститесь?), чтобы после пары-тройки лет такого поста "надорваться" и разрушить своё здоровье. Таких примеров в Церкви уже множество, даже среди молодых и прежде здоровых людей. А что говорить о тех, кто приходит сейчас в Церковь уже в возрасте? Хорошо, если ты – монах.., а если - семейный человек и за спиной стоят дети, которых надо ещё на ноги поставить, а может и с внуками им помочь? Может, болезнь легче предупредить, чем лечить? И не доводить себя всё-таки до неё, а вот тогда наконец-то разрешат ослабить пост? Здоровье – вещь невозвратимая… Я пишу всё это не голословно. И думаю, что те, кто по-настоящему соблюдал пост не один год и испытал все его неудобоносимые тяготы на своей шкуре не будут перечить священноначалию в этом вопросе и записывать всех и вся в протестанты и обновленцы.
Вообще непонятно почему вопрос о изменении постного Устава вызывает такое возбуждение у некоторых верующих? Вплоть до предположения раскола в Церкви. Я понимаю, если бы священноначалие предложило бы нам начать воровать, блудить, убивать, тогда да – только раскол, а пост – это же средство, а не цель, и вещь изменяемая в веках, насколько известно из истории Церкви. Кстати, есть пример из жизни о. Иоанна Крестьянкина, когда у него испрашивали благословения на Устав для монастыря с двухкратным приёмом пищи, а он настоял на четырёхкратном приёме. И объяснил это так, что люди сейчас слабы телом, и нужно им дать возможность нормально питаться, а строгости они себе сами установят, если нужно. Думаю, всё понятно.
57. Сельскiй бригадиръ : Прихожанке
2010-06-16 в 23:38

А кто Вам сказал, что отягощались?

Одна дама в разговоре с епископом Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», – сказала дама. А епископ ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то, и грех большой – Матерь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь – пустяки, неважная вещь!»
http://www.blagogon.ru/biblio/152/
56. Воин : о.Владимиру.
2010-06-16 в 23:22

Прекрасный комментарий, отче. СпасиБог. Хороший добрый православный дух, где знания лишь дополняют внутренний настрой. Замечательная ассоциация с приказом N1(!).

Воистину у многих нынче "горе от ума", а вот веры не хватает; даже не так: вера заменяется некой начитанностью и внешними знаниями. Это уже просто беда.
55. Прихожанка : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-16 в 20:31

"Пусть высокий пример поста останется. Даже ослабляемый или нарушаемый пост даем урок. Человек сравнивает себя с идеалом и видит свою немощь. Здесь тоже есть результат - смирение".
Как всегда - все разговоры православных о посте, а не о Христе. Мне думается, что высоким примером является всё-таки не пост, а исполнение заповедей о любви к ближнему. А идеалом для нас является Христос. И смирение рождается не от нарушений постов, а от нарушений заповедей и видении себя грешником по причине их нарушения, а не нарушений постов. Пример, приведённый мной в первом комментарии (о болящей певчей) - очень яркая иллюстрация того, как в стремлении нести аскетические подвиги, которые всё-таки более свойственны и требуются не от мирян, а от монахов (на что они и обеты дают), люди забыли о своём главном делании - делах милосердия. Именно за это мы ведь и будем отвечать на Суде, а вовсе не за то - постились мы или нет. Почитайте Евангелие ещё раз. И очень показательно, что во всех ответах на мой комментарий никто и никак не отреагировал на этот случай с певчей. Внимание всех опять приковано не к главному.. Хотя чисто психологически можно это невнимание понять. Свести всё христианство к соблюдению постной традиции - это ведь намного проще, (особенно, если здоровье ещё позволяет), чем утруждать себя заботой о страдающих ближних.. Да ещё можно себя при этом чувствовать благочестивым православным христианином. Только всё это - фарисейская иллюзия, и уже было, и чем кончилось нам тоже известно...
54. Прихожанка: Сельскому бригадиру : Re: «Отец Андрей Кураев умудрился обвинить всю Православную Церковь в несуществующей ереси»
2010-06-16 в 19:43

"Как то наши православные предки не отягощались постами на протяжении более чем 1000-летнего существования Русской Церкви".
И чем это кончилось? Да и кто вам сказал, что не отягощались?
53. Иван Прокофьев : Анониму
2010-06-16 в 18:52

Приведите, пожалуйста, ссылку, где сказано, что Причастие неразрывно связано с дополнительным кроме среды, пятницы и постов пощением и исповедью.


Я ничего не писал про неразрывную связь. Существует традиция подготовки к Причастию, которая в наше время повсеместного духовного ослабления особенно важна. И сознательный слом этой традиции ударит по церковному единству и тем более не принесет никаких плодов.
Беда наших горе-реформаторов в том, что они с водой все время пытаются выплеснуть и ребенка.
52. Евгений А. : Димитрию на 42
2010-06-16 в 18:39

Дмитрий, Вы перепутали статьи. То, что Вы потеряли находиться по адресу
http://ruskline.ru/n...osobom/?p=0#comments

По существу статьи полностью согласен с автором. Пост не нами придуман и не нам его отменять. Есть силы, постись, нет сил, поступай по совести, мне так кажется. Пост это средство, но не цель.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме