Епископ Лонгин: «Действия священноначалия определяются церковной целесообразностью»

Саратовский архипастырь рассказал о причинах перемещения клириков

Новости Москвы 
0
165
Время на чтение 4 минуты
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин«Жизнь Православной Церкви строится на основе Священного Писания и канонов, которые выработаны Вселенскими и Поместными Соборами за ее двухтысячелетнюю историю. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй церковной жизни и управление Церковью, и каждый человек, избирающий для себя путь служения Богу в священном сане или принимающий монашество, должен знать и принимать это», - заявил епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопросы читателей информационно-аналитического портала Саратовской епархии «Православие и современность», интересовавшихся, на каких принципах регламентируются в Церкви «взаимоотношения начальства и подчиненных.

«Действия священноначалия, - продолжил владыка, - в том числе правящих архиереев епархий, определяются церковной целесообразностью. Одним из наиболее "болезненных" моментов внутрицерковной жизни бывают переводы священнослужителей из одного храма в другой. Часто они становятся предметом недовольства как священников, так и прихожан, и рассматриваются как некое "наказание" или попытка архиерея проявить свою власть. Но давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле».

«Церковь - это живой организм. Сейчас, в период возрождения после гонений ХХ в., церковная жизнь развивается, строятся храмы, увеличивается количество приходов, нужны люди, готовые на этих новых приходах служить. На место настоятеля храма нельзя поставить только что рукоположенного священника, вчерашнего семинариста. Поэтому естественно, что на настоятельскую должность архиерей старается определить человека, уже получившего хоть какой-то опыт церковного служения, послужившего некоторое время вторым или третьим священником в городском храме. Однако когда такой священник «вдруг», как может показаться со стороны, получает назначение в райцентр или в село, начинаются разговоры: "На батюшку начались гонения, батюшка кому-то не угодил..." На самом-то деле правящему архиерею просто нужно найти человека, который сможет выполнять обязанности настоятеля, а на его место в городском храме будет назначен, скажем, сегодняшний выпускник семинарии, которому нужно набраться опыта - с тем, чтобы со временем и ему можно было доверить нечто большее, чем служение штатного священника многоклирного городского храма», - отметил архиерей.

«Понятно, конечно, что штатный священник городского храма на практике зарабатывает гораздо больше настоятеля сельского прихода, особенно нового, только что открытого, а трудностей и обязанностей у сельского батюшки гораздо больше. Но ведь мы, выбирая свой путь, желали именно послужить Богу, а не найти для себя легкую и денежную профессию. Священнику, имеющему семью, нужно, конечно, содержать ее, но надо относиться к этому соответствующим образом: не считать зарабатывание денег главным делом в своей жизни. Если же священник считает, что приоритетом для него является возможность жить в комфортабельных городских условиях и зарабатывать большие деньги, то он просто "ошибся дверью", и чем быстрее он оставит священнослужение, тем будет лучше и для него, и для Церкви», - считает саратовский архипастырь.

По словам владыки, «архиерей тоже может быть переведен на другую кафедру, опять же из соображений церковной целесообразности. И поверьте, ему не намного легче переезжать с места на место, чем священнику или диакону. Но ведь в начале своего служения, перед рукоположением мы давали присягу - "во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь и выгоды, но славу Божию, благо Святыя Православныя Церкви и спасение ближних"; давали "твердое и осмысленное обещание смиренно нести свой крест и всю полноту ответственности", а монашествующие - приносили монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Военнослужащие тоже дают присягу, и им не приходит в голову возмущаться, писать жалобы, когда они получают приказ о переводе, ведь в армии людей тоже перебрасывают с места на место, исходя из принципа целесообразности и по необходимости: сегодня человек служит в Москве, завтра может оказаться на Дальнем Востоке, потом где-нибудь на таджикско-афганской границе... В армии это штатная ситуация. Такой же она должна быть и в Церкви, не зря ведь Церковь называет себя "воинствующей", и сравнение Церкви с армией вполне уместно в данном случае. По крайней мере, понимание дисциплины служения у духовенства и военных должно быть схожим».

«Что касается других аспектов нашего служения. Да, не всегда мы, священнослужители, можем сказать, что так же защищены Уставом Церкви и канонами, как сотрудники светских организаций - Трудовым кодексом и профсоюзами. Но в Церкви складываются совершенно особые отношения между служащими, и многое в них может быть совершенно непонятным с точки зрения современного человека и не подлежит регулированию с помощью светского законодательства. Допустим, у священника ушла жена или сам он выступил инициатором развода. По канонам, архиерей обязан запретить его в священнослужении. Можно ли рассматривать эту ситуацию с точки зрения Трудового кодекса? - Немыслимо. А ведь с точки зрения канонов, исходя из опыта Церкви, прещения оправданны, они имеют основание, потому что семейная жизнь священника должна быть образцом для пасомых, это оселок, на котором проверяется его способность руководить Церковью. Если он может управить "малую Церковь" - семью, тогда ему можно доверить и Церковь "большую", если нет - то нет», - справедливо отмечает архиерей.

«Или, например, проблемы нравственного характера. Сегодня в обществе практически утрачено понятие о нравственности, и никому из работодателей не придет в голову интересоваться моральным обликом своих работников. А священноначалие обязано этим заниматься, потому что если облик священнослужителя не соответствует требованиям христианства, он не имеет права продолжать свое служение. И таких ситуаций, не совпадающих со светскими представлениями о трудовых отношениях, в церковной жизни много. Так что к Церкви нельзя подходить как к одной из структур этого мира - она живет по своим законам, и те, кто вступает в клир, должны отдавать себе отчет о том, что они в своем служении накладывают на себя добровольно, ради Бога, определенные ограничения», - заключил епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11