«Служение должно быть выше коммерции» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Служение должно быть выше коммерции»

31.05.2010


Православные священнослужители считают, что предстоящую в 2012 году реформу коммерциализации образования необходимо загубить на корню …

УчительницаПатриарх Кирилл, выступая на открытии Всемирного Русского Народного Собора, заявил, что «попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны», напоминает Regions.ru. Предстоятель Русской Православной Церкви призвал помнить, что образование «не сводится к просто "накачке" ребенка житейски полезной информацией», а «в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм», поэтому нравственный уровень педагогов должен быть объектом заботы и внимания всего общества. «Каждый из учителей должен давать обет хранить высокую нравственную чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения», - сказал Патриарх. По его словам, «это должна быть своего рода клятва Гиппократа», поскольку нравственный уровень учителя не может являться только делом его личной жизни.

В связи с этими словами Патриарха Кирилла корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: «Может ли быть реализована инициатива Патриарха в условиях рыночной экономики и намеченной на 2012 год реформы бюджетных учреждений? Что необходимо сделать, чтобы воспрепятствовать превращению школьного образования в сферу коммерческих услуг?»

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, убежден, что в условиях рыночной экономики и намеченной на 2012 год реформы бюджетных учреждений инициативу Патриарха реализовать будет сложно. «Я разделяю идею Святейшего и считаю ее оригинальной, поскольку клятва для педагогов, подобная клятве Гиппократа, действительно заставит учителей задуматься о морали и нравственности. Она будет стимулировать учителей в плане ответственности по отношению к детям. Однако идея российских властей касательно постановки системы образования на экономические рельсы сделает данную идею утопичной», - сказал он.

«Кстати, - добавил отец Артемий, - если клятва для педагогов и будет создана, то она не должна быть навязана извне. Над ней должно задуматься все педагогическое сообщество. Именно его мнение должно быть учтено».

По словам священника, «образование в нашей стране никогда не являлось коммерческим предприятием. Поэтому то, о чем говорит Патриарх, по сути, является классической схемой, по которой исторически строилось российское образование. Но из-за намеченной реформы среднего образования фактически происходит демонтаж всей системы просвещения».

«Поскольку сфера образования по своей сути является сферой национальной безопасности страны, то российское общество должно воспрепятствовать превращению школьного образования в сферу коммерческих услуг. Оно должно активно противостоять этим реформам, а не сидеть и ждать пока наши дети окончательно станут безграмотными. Именно от общества сегодня многое зависит в нашей стране. И раз оно сегодня так активно выступает против ювенальной юстиции, то настолько же активно должно препятствовать и этому превращению в сфере образования», - заключил отец Артемий.

Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, отметил, что образование и медицина входят в число ключевых компонентов нашей жизни. «Государство и общество должны приложить серьезные усилия, чтобы они были на максимально высоком уровне по качеству и на максимально безвозмездной основе», - сказал он.

«Это, конечно, идеал. Но мы все должны стремиться к идеалам христианской жизни. Поэтому Патриарх и указывает на актуальность и злободневность этих целей. Да, они кажутся запредельными. Для их достижения потребуется длительный кропотливый труд. В самом обществе должны выкристаллизовываться те нравственные нормы, которые бы стали базовыми и привычными. И на этой почве уже можно будет строить нравственно ориентированную и обращенную к человеку систему образования», - добавил священник. «Предложение Патриарха очень актуально. Это призыв к тяжелому и ответственному труду», - заключил он.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов признал, что ситуация с образованием у нас и печальная, и прискорбная. «Увы, развивается чисто потребительское отношение к образованию, которое уже можно приобрести за деньги, как какую-то коммерческую услугу. Связано это с тем, что в нашем обществе деньги становятся более значимыми, чем духовные ценности. Но для настоящего педагога-подвижника, а именно таким и должен быть учитель, деньги не главное, а главное - служение, которое стоит в одном ряду со служением воина, врача, священника, родителей. Служение должно быть выше коммерции», - сказал он. «Патриарх высказал то, что наболело у народа, и указал на тот идеал, к которому должен стремиться настоящий учитель», - добавил отец Димитрий.

Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что в выступлении Патриарха очень четко обозначены приоритеты современной системы образования. «Оно должно быть не только доступным, но и опираться на духовно-нравственную основу», - пояснил он. «К сожалению, в современной школе воспитательная этическая составляющая, кажется, полностью отсутствует. Но какие бы прекрасные знания человек не получил, он не состоится как полноценная личность вне морально-нравственных принципов, привить которые может учитель, который сам на них опирается. Поэтому столь необходим свод или кодекс нравственных правил педагога», - сказал священник. «Я полностью поддерживаю предложение Патриарха», - заключил он.

Священник Александр Парфенов, клирик рыбинского Спасо-Преображенского собора, полагает, что образовательные реформы творят те люди, чьи дети давно не ходят в обычные школы. «К сожалению, точка зрения Патриарха больше напоминает "глас вопиющего в пустыне". И надо признать, что она мало соотносится с той ситуацией разложения школы, которую мы наблюдаем в последние десятилетия. Поэтому хорошо было бы, если бы общество услышало мнение Предстоятеля Русской Церкви и широко его обсудило, так чтобы плоды дискуссии на эту тему дошли до власть имущих», - предложил он.

«Слова Патриарха - замечательны, но, скорее, соответствуют духу бессребреничества монашеского ордена, а не реалиям современной школы. На голом морально-нравственном энтузиазме далеко не уйдешь. Чтобы учителя чувствовали себя достойно и вели себя соответственно, надо, чтобы они получали хорошую зарплату», - подытожил отец Александр.

«Концом российского образования» назвал намеченную на 2012 год реформу бюджетных учреждений председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). «Нравственный уровень педагогов напрямую зависит от рыночной экономики и намеченных преобразований бюджетных учреждений. Поэтому я глубоко убежден, что предстоящую в 2012 году реформу необходимо загубить на корню, иначе нереализуемыми будут не только идеи Патриарха, в частности, относительно создания морально-этических принципов для педагогов, подобных клятве Гиппократа, но и множество других полезных инициатив», - сказал он.

По словам священника, «государство должно одуматься и отступить от идеи превращения школьного образования в сферу коммерческих услуг». «Однако если наши государственные мужи не поймут, что подобная реформа губительна для всей России в целом, то тогда данные преобразования остановит народ. И это станется подобно тому, что происходило в 17 году прошлого столетия». «Люди, безусловно, поднимутся, поскольку не у каждого родителя есть лишние деньги на образование своего ребенка», - добавил он. «Если российские власти не прислушаются к призывам Святейшего Патриарха, то произойдет катастрофа!» - предупредил отец Платон.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), заведующий сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, считает, что реализовать инициативы Патриарха вполне возможно. «У нас и сейчас есть немало педагогов, которые относятся к ученикам, как заботливые родители к своим детям, не отделяя воспитание от образования. К сожалению, есть и такие педагоги, которые так не считают и не уделяют должного внимания воспитательному процессу. Но каждый педагог должен быть ответственен перед Богом и обществом за тех, кого он воспитывает», - сказал он.

«Поэтому огромное значение имеет нравственный уровень самого педагога, который позволял бы воспитывать высоконравственных, полезных для общества и Церкви людей, которые и будут строить будущее нашего государства. Это вопрос национальной безопасности. Замалчивать его и занижать его значимость недопустимо. Ведь речь идет о нашем будущем, которому грозит духовно-нравственная катастрофа, если мы откажемся от нравственной ответственности за подрастающее поколение», - заключил иеродиакон.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме