Председатель ОВЦС МП построил лекцию таким образом, что она в значительной своей части отвечала на распространенные вопросы, связанные с молитвой, или развенчивала типичные заблуждения.
Затем владыка Иларион ответил на вопросы, в том числе и касающиеся инославных молитвенных традиций. Так, владыка сообщил студентам, что обычай сидеть во время богослужения или стоять не относится к области вероучительных канонов: та и другая практика присутствует как в православной, так и в католической традиции. Обычай стоять на богослужении в храмах Русской Православной Церкви связан с дореволюционной практикой, а в советское время народу в немногих открытых храмах было так много, что никто не помышлял сесть даже во время молитв, которые, согласно уставу, читаются сидя («седальны»), сообщает «Благовест-инфо».
К области обычаев, считает архипастырь, относится также и вопрос об особой одежде для женщины, заходящей в православный храм. По мнению архиерея, «не имеет никакого канонического значения, в брюках женщина или в юбке» («Бог смотрит не на одежду»). Впрочем, отмечает издание, митрополит Иларион добавил, что если есть возможность, лучше соблюсти этот «не более, чем культурный обычай», дабы не удручать церковных «старушек».
Напоследок глава ОВЦС МП успокоил студентов, задававших вопросы о сущности экуменизма. Он разъяснил: нет никаких оснований опасаться, что участие Русской Православной Церкви в контактах с инославными создает угрозу для «размывания православной идентичности». «Мы не ставим задачу создания усредненной религии или какой-то общей церкви на основе разных конфессий. Мы также не разделяем «теорию ветвей». Мы не говорим о плюрализме догматов. Мы верим, что есть одна истинная Церковь, которую основал Христос, - это Православная Церковь», - сказал выступавший. Учитывая этот аспект, продолжил он, экуменические контакты рассматриваются в РПЦ и с миссионерской точки зрения. Главная же их задача - «чтобы христиане разных конфессий могли понять, что они могут делать вместе, чтобы противостоять общим вызовам».