Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: «Фреска выражает типичную русскую позицию XVI-XVII веков»

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 10.05.2010


Известный ученый о «нетолерантной» фреске Троицкого собора Александро-Свирского монастыря …

Фрагмент фрески *Страшный суд. Падение демонов*На минувшей неделе, 7 мая, участники V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед» посетили Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр (Карпусюк) возглавил Акафист и молебен преподобному Александру Свирскому перед ракой с мощами преподобного. Затем была проведена экскурсия для паломников по монастырю. Рассказ экскурсовода оказался насыщенным и поучительным. Наибольший интерес вызвала фреска Троицкого собора святой обители «Страшный суд. Падение демонов», на которой изображены и подписаны народы, шествующие в ад: жиды, турки, греки, татары, немцы, галлы, ляхи, лопари и арапы. Один из паломников поинтересовался у экскурсовода, почему именно указанные народы, по мнению иконописца, отправляются в ад. На что экскурсовод ответила, что в ад отправляются не по национальному признаку, и что на фреске изображены люди «безотносительно к их национальной принадлежности». На вопрос же, почему тогда над группами лиц, изображенных на фреске шествующими во ад и одетых в национальные наряды, имеются недвусмысленные подписи, экскурсовод не смогла ответить.

На этот вопрос, поставивший в тупик опытного свирского экскурсовода, в интервью «Русской народной линии» ответил известный историк Церкви, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик:

«Фреска выражает типичную русскую позицию XVI-XVII веков, которая, с одной стороны, выглядит несколько изоляционистской, а, с другой, является не национальной, а конфессиональной. Потому что обозначение на фреске татары, турки, иудеи или по-русски "жиды", носило характер конфессиональный. Оно означало лиц, принадлежащих либо к монофизитству, либо к исламу, либо к иудаизму. Соответственно немцы, ляхи и прочие - это либо католики, либо протестанты. Таким образом выражена убежденность наших благочестивых предков в том, что вне Православия нет спасения.

В данном случае никаких сугубо этнических и национальных обидных планов на этой фрески нет. Потому что мы знаем, сколько татарских родов, приняв Православие, становились сугубо русскими. Та же Анна Ахматова, тот же Аксаков и те же Мансуровы происходили из татарских родов, принявших Святое Крещение. Даже если говорить о татарах, которые сохранили татарский язык и татарскую культуру, но приняли Православие, - это кряшены, то я уверен, что ни у кого в XVII веке не поднялась бы рука оприходовать их в ту компанию, которая бодро шагает в ад.

Что касается сюжета Моисея с иудеями, то он взят из византийского источника «Видение Григория ученика Василия Нового». В данном случае, ни о какой нетолерантности, тем более в национальном вопросе, речи также быть не может. Поэтому, я не думаю, что на этом обстоятельстве стоит акцентировать внимание, поскольку наши предки таким образом выражали лишь веру в то, что только Православие спасительно, а иного средства для спасения нет.

Что же касается экскурсовода, которая не смогла ответить на вопрос, касающийся данной фрески, то она, видимо, оказалась не готова к вызовам времени. В этом весь секрет ее замешательства».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Антон : про греков
2010-05-12 в 10:25

Дмитрий В.Ч.
Уния была в 1440-1453 гг. А о. Владимир говорит что фреска типична для 16 и 17 вв. Неувязочка.
Вы можете сказать точно дату рождения фрески?
5. Провинциал : Re: Диакон Владимир Василик: «Фреска выражает типичную русскую позицию XVI-XVII веков»
2010-05-11 в 10:14

А что по смыслу ныне изменилось, о.Владимир? Как еретики были "кандидатами" в ад - так и остались. И к чему "толерантность"? Явно не ко спасению. Нельзя возлюбить врагов Божиих. Нельзя идти на "совет нечестивых".
Только Вы, батюшка, насчет Ахматовой сильно заблуждаетесь. Это она сама "романтизировала" свое происхождение подобным мифом. Не была её бабушка татаркой. Неправда это, и эта неправда давно уже развенчана. Это не неприязнь к татарам (условной общности четырех расовых типов и разных корней). Это просто констатация фактов.
4. Дмитрий В.Ч. : Антону:
2010-05-11 в 07:12

Греками на Руси называли византийских ромеев. Надо полагать, фреска было создана в тот период, когда Константинопольский патриархат находился в унии с Римом - и потому греки были еретиками.
3. Петр Артемов : Несуразный комментарий госпожи Чуковой
2010-05-11 в 00:08

Госпожа Чукова пытается убедить читателя в двух вещах: во-первых, в том, что только специалисты способны прочесть смысл фрески, а, во-вторых, в том, что она знает, что больше всего интересует православных верующих.
Если только специалисты способны выявить смысл рассматриваемой фрески, то в чем заключен этот смысл? Госпожа Чукова не отвечает на этот вопрос, так же, как она ничего не говорит о том, прав или не прав отец Владимир в своей интерпретации фрески. Данный вопрос, как принято говорить в научной среде, остается открытым.
Признаюсь, я так и не понял смысл и предназначение суждений Чуковой.
2. Антон : греки
2010-05-10 в 23:47

А как в список "неверных народов" попали греки?
1. Лидия Александрова-Чукова : "вызовы времени", т.е., вопросы, - к автору
2010-05-10 в 21:47

Дорогой отец диакон Владимир! Как Вы надеюсь, понимаете, во фресках разбираются главным образом специалисты. Вы побывали в Александро-Свирском м-ре, как я понимаю, и м.б., даже, не в первый раз. Простых русских православных верующих больше интересует вопрос - это действительно мощи Преподобного, или нет, как Вы считаете? - Ваш читатель и почитатель.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме