itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Валерий Расторгуев: Вопрос в том, насколько наше правосознание готово к такого рода оптимизации

Известный ученый прокомментировал новый федеральный закон о выплате компенсаций за несоблюдение сроков судопроизводства и исполнения судебных решений

0
84
Время на чтение 4 минуты
«Проблема заключается, прежде всего, в том, что наше общество вступает в непривычные для себя формы жизни, когда практически каждый человек почти каждый конфликт будет вынужден решать на основании некоего действующего законодательства, поскольку происходит тотальная коммерциализация и до основания разрушены старые привычные традиционные институты урегулирования споров. Не существует уже парткомов, которые раньше что-то решали. Не пойдет же человек жаловаться в партком «Единой России» или «Справедливой России», эти жалобы всё равно останутся без ответа. Не пойдет человек жаловаться и в управу, поскольку она сама требует того, чтобы её действия контролировались и были прозрачны с точки зрения права. Потребность почти каждый спор решать в суде давно стала сутью любого западного общества. А мы только лишь привыкаем к этим условиям», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный политолог, д. филос. н., профессор МГУ Валерий Расторгуев, комментируя подписанный Президентом закон о выплате компенсаций за несоблюдение сроков судопроизводства и исполнения судебных решений.

Как сообщает официальный слав главы государства, Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Закон принят Государственной Думой 21 апреля 2010 года и одобрен Советом Федерации 28 апреля 2010 года.

Как следует из справки, принятие Федерального закона обусловлено необходимостью выполнения требований Европейского Суда по правам человека о создании эффективного средства правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Согласно Федеральному закону лицо, претерпевшее неблагоприятные последствия в связи с указанными нарушениями, вправе обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации. При установлении судом факта соответствующего нарушения компенсация присуждается вне зависимости от вины суда или органа, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта. В Федеральном законе также содержатся положения о компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации, а также решаются другие вопросы, имеющие значение для единообразного рассмотрения таких заявлений. Согласно Федеральному закону исполнение судебных решений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок возлагается на Министерство финансов. Закон вступает в силу с завтрашнего дня, 4 мая.

«Лавина новых условий из непонятной жизни действительно требует новых привычек и навыков, - отметил в комментарии В.Расторгуев. - Естественно, что первое требование, которое возникает, это доступность судебных решений. Поскольку о справедливости речь пока вообще не идет (современная судебная система, к слову, строится на других принципах), то конечно, ключевой вопрос в этой ситуации - оптимизация сроков принятия решений и обеспечение их доступности превращается порой в неразрешимую задачу. Для того чтобы эта доступность была реализована, и каждый человек или организация могли добиться искомого решения, потребуется жесточайшее соблюдение временных рамок, которые должны быть четко очерчены по каждому классу преступлений».

«Другая сторона этого вопроса заключается в том, что десятки тысяч людей ждут решения своей судьбы многие годы. Хорошо, если они это делают на свободе, трагично, когда они находятся в так называемых местах предварительного заключения, будучи выброшены из жизни только потому, что следственные органы и суды не успевают, да и не хотят успевать выполнять свои прямые обязанности», - добавил В.Расторгуев.

«Не менее важный вопрос заключается в том, насколько готова судебная система и наше правосознание к такого рода оптимизации. По сути, это ключевой вопрос. Дело в том, что в нашем обществе нормой стал трудноизлечимый дефект, который характерен для массового сознания и вряд ли позволит сколько-нибудь оперативно повысить качество правовой системы. Речь идет о полном отсутствии феномена, который называют традиционным или обычным правом, а если говорить проще - народным обычаем. Традиционное или обычное право - это неписаные законы, которые изнутри регламентируют жизнь каждого человека в сообществе. Именно они привносят в жизнь принципы справедливости. Чем сильнее и стабильней институты гражданского общества, чем выше их статус, чем значимее история, которая у них за плечами (в западных странах она исчисляется столетиями, а иногда и тысячелетиями), тем эффективнее действует традиционное право, а следовательно, и право вообще. В нашей стране были разрушены сословные, классовые границы, был нанесен чудовищный удар по Церкви и религиозным общинам, а всё это составляет основы основ социальной иерархии и гражданского общества. В результате традиционное право было почти полностью истреблено, а если и сохранилось, то, скорее всего, в своих негативных проявлениях. Примером может служить клановое самосознание, которое трудно было вытравить даже условиях социалистического общества, и которое приобрело форму скрытой базы для организованной преступности, часто имеющей по этой причине национальную окраску. А вот традиционного права в его высших проявлениях в России, как всем известно, почти нет. Это означает, что государству и гражданам остается уповать только на писаные законы, а они оказываются беспомощными и малоэффективными, когда действуют без опоры на обычаи, на традиционное право. Отсюда и тот правовой нигилизм, который поражает не только сознание рядовых граждан, но и сознание руководителей, всего общества сверху донизу. Поэтому, говоря о реформах в юриспруденции или о новых писаных законах, мы не можем рассуждать об этом так, как рассуждал бы любой европеец, для которого любое улучшение - благо. Если подходить к оценке очередных нововведений (пакет законов) чисто формально - это хорошее, правильное, своевременное решение, но с другой стороны, будет ли оно эффективно, никто не ответит», - заметил эксперт.

«Пройдет очень много лет, когда общество обновится изнутри. Основной упор надо делать на возобновление традиционных, наиболее жизнеспособных форм самоорганизации. К примеру, те люди, которые живут церковной жизнью, хорошо видят, чувствуют разницу между индивидуальным мироощущением, обособленностью, атомизированностью, когда человек стоит один на один против писаного закона, и коллективной соборной жизнью, когда внутреннее устройство общества держится не только на писанных законах, но и на Законе, который не стареет, ибо дан нам свыше», - заключил Валерий Расторгуев.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Расторгуев
Последние комментарии