Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, считает, что российские учителя сегодня не в силах справиться с поставленной перед ними задачей быть не только преподавателями, но и воспитателями. «Безусловно, учителя не могут справиться с данной задачей в одиночку. Поэтому в помощь педагогам на уровне государственной идеологии должна быть реализована поддержка в их непростом деле», - считает он.
По мнению священника, «такая госпрограмма вполне могла бы объединять на внешнем уровне русский язык, литературу и историю с патриотическим воспитанием. Более того, эта программа должна быть также совмещена вместе и с преподаванием Основ православной культуры».
«В Россию давно пора прийти моде чисто говорить по-русски и читать русскую литературу. Русский человек должен говорить как Пушкин, а писать как Лермонтов. Но для этого должна быть соответствующая пропаганда на государственном уровне с участием СМИ», - заключил отец Артемий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что русский язык, литература и история - это костяк гуманитарных предметов. «Эти культурообразующие курсы в основном и формируют мировоззрение, гражданскую позицию и патриотизм. На учителях по этим предметам лежит огромная ответственность», - сказал он.
«И в первую очередь сами преподаватели должны осознать, что суть этих предметов - не в формальном наборе правил, дат и сюжетов, но в культурном послании, а сама русская культура в свою очередь неразрывно связана с Христианством. Оно - в русском языке и литературе, начиная с первых переводов Евангелия, а в нашей истории - от Крещения Руси», - отметил иеромонах. «Если государство действительно обеспокоено проблемой выживания нации, оно, будем надеяться, позаботится о достойном уровне преподавания этих предметов», - заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак согласился, что гуманитарные предметы играют очень важную роль в формировании полноценной личности. «И в первую очередь это касается русского языка, литературы и истории, без которых в воспитании молодежи не обойтись. Именно эти предметы воспитывают человека на положительных примерах, предлагают правильные модели поведения, развивают чувство стиля и языковой нормы, формируют понятийный аппарат и правильное направление мыслей. Может быть, потому, что эти предметы еще преподаются в школе, до сих пор не рухнула окончательно вся система образования и воспитания», - сказал он.
«Имея в виду огромное воспитательное значение этих предметов, государство должно оказывать всемерную поддержку их преподаванию на высоком уровне», - заключил священник.
Священник Александр Парфенов, клирик рыбинского Спасо-Преображенского собора, призывает государство помочь морально-нравственной миссии учителя, изменив школьные программы. «Вопрос о миссии учителя в школе, действительно, как никогда актуален. Главный шаг к его решению - изменить программу с учетом христианских ценностей. Сделать акцент при отборе художественных произведений на их духовно-нравственной значимости для школьника», - подчеркнул священник.
«Сейчас продолжают учить детей по советским программам, задачи которых уже себя давно исчерпали. Поэтому современное преподавание с точки зрения воспитания никчемно и никого никуда не ведет», - заключил отец Александр.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, видит корень проблем современного воспитания молодежи в слепом подражании западной масскультуре. «В нашем обществе со времен перестройки наблюдается такая тенденция: когда мы отталкиваемся от всего, что связано со старым социалистическим режимом, то начинаем сближение с современной европейской культурой. И этот процесс зачастую приобретает характер бездумного заимствования худших черт западной масскультуры», - отметил он.
«У нас европеизация идет под лозунгом пропаганды культуры потребления, где главные ценности - наркотики, казино, стремление к наживе. Но это всего лишь грязная пена на поверхности подлинной глубокой культуры Европы. И нам для того, чтобы стать частью европейской цивилизации, надо стать высококультурными интеллектуальными людьми», -сказал священник.
«Что же касается духовно-нравственной основы воспитания, то, безусловно, ее необходимо черпать в Христианстве, в Православии. И именно такая задача образования стоит перед отечественными педагогами», - подытожил отец Георгий.