Александр Корольков: Патриарх выразил то, что до сих пор никто не посмел сказать

Академик РАО согласен с диагнозом, который Предстоятель Русской Церкви дал современной российской школе

Я могу выразить удовлетворение тем, что Патриарх Кирилл ответственно, прямо и четко выразил то, что до сих пор никто не посмел сказать. В самом деле, мы держимся в воспитании на некоей исторической инерции, идущей ещё с дореволюционных времен. Потому что ценности, которыми длительное время жила наша страна, были сформированы всей нашей исторической традицией, включая и Древнюю Русь, и Александра Невского, и Суворова, и Кутузова, и наших полководцев Великой Отечественной войны, и всех наших бабушек и дедушек, которые были людьми совести, милосердия, которые умели стыдиться, умели чувствовать горе другого, по-братски относиться к бедам соседа и ближнего. Они были воспитаны на христианских ценностях. Даже советская идеология не растоптала традиции духовной жизни народа, не случайно моральный кодекс строителя коммунизма столь явно напоминал евангельские заповеди. В советское время ценности видоизменились, но только в последние 20 лет вдруг возникла ситуация, при которой молодежь стала расти, как сорняки, с ощущением не свободы даже, а произвола, когда уже нет никаких идеологем, когда никаких воспитательных мер не предусмотрено для того, чтобы как-то влиять на духовную жизнь школьников. Долго мы в таком состоянии существовать не можем.

Меня потряс недавно факт, о котором я слышал раньше от эмигрантов, но сомневался в его достоверности, думая, что это всё-таки выдумка или преувеличение. Факт такой: на 5 телевизионном канале Светлана Сорокина беседовала с ведущим передачи "Умники и умницы" Вяземским. Так вот ее собеседник заявил, что 42 тысячи русских специалистов работают в Силиконовой долине. Я думаю, что он огласил достоверную цифру. А это ведь страшная цифра! Это не просто гастарбайтеры, это лучшие специалисты России, в основном молодые люди, которые получили в нашей стране великолепное образование и поехали работать на чужую страну. Я в этом вижу не только профессиональную потерю, здесь неизмеримая духовно-нравственная потеря. Ведь для того чтобы человек уехал за рубеж, нужно решение, которое, по сути дела, лишает его Родины. Если в 20-е годы наши соотечественники вынужденно покидали Родину, страдая от разлуки с ней, если это, действительно, были изгнанники, то сегодня это добровольные эмигранты. Причем даже на эту передачу Сорокиной, пригласили молодого человека, заканчивающего МГИМО и спросили, где они собираются работать, после того как окончит институт. Он ответил, что намерен уехать во Францию. Удивительно, что талантливых ведущих не смутил этот "свободный выбор".

Я уж не говорю о материальной стороне дела, что затрачены огромные деньги на его образование, но, тем не менее, специалист уплывает из нашей страны. Ныне нет системы, нет атмосферы, способствующей созиданию духовного мира человека, который любил бы свою Родину, который желал бы работать на процветание своего Отечества, который дорожил бы своей природой, землей, обладал бы всеми теми качествами, которыми всегда обладал русский человек, любой, кто любит России, независимо от национальности.

Поэтому то, что сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершенно справедливо. Современная школа не формирует систему ценностей, которая работала бы на то, чтобы вырастал человек духовно просветленный и нравственно подготовленный к служению своему Отечеству, к тому, чтобы быть патриотом своей Родины. Я думаю, что система мер не может ограничиваться только тем, что будет разработан новый курс основ духовно-нравственного воспитания, просвещения. Пусть предмет варьируется от основ той или иной религиозной культуры до светской этики. Как бы прекрасно не преподавался один предмет, он все-таки не обеспечит системы воспитания. Здесь надо смотреть в корень, на всю гуманитарную составляющую и всю нашу воспитательную сферу, которая, к сожалению, деформирована. Если мы сегодня на уроках литературы уже отказываемся от чтения "Капитанской дочки", выбрасываем из школьной программы "Конька-горбунка" Ершова и многие другие совершенно необходимые для развития ребенка и для формирования его души классические литературные произведения, то это приведет к печальным последствиям.

Думаю, что нужно выстраивать все школьные курсы, особенно гуманитарные, таким образом, чтобы они были нацелены на личностное становление ребенка, а потом и молодого человека. К сожалению, этой системы пока мы не видим. Наверное, и роль классного руководства надо как-то изменять. Учителя следует оценивать не только как предметника, а как воспитателя. Учитель должен массу времени тратить на то, чтобы не только научить математике. Я помню своего отца, учителя сельской школы. У него не было совершенно свободного времени, так как он не ограничивался только уроками. Он занимался со школьниками в кружках самодеятельности, он организовывал оркестр, вел приусадебный участок, на котором школьники вырастили прекрасный сад. Таким образом школьники приучались к труду, вместе ходили в походы, читали стихи. Шла огромная работа, направленная на то, чтобы человек возрастал духовно.

Мы должны понимать, что модернизация школы, о которой сейчас так много говорится, - это не только ее информатизация и компьютеризация. Модернизация - это осовременивание, которое состоит как раз в формировании духовно-нравственных ценностей, которыми так был богат наш народ. А для этого надо всерьез заниматься проблемами духовного становления человека в такой же степени, в какой мы сегодня заняты развитием компьютерных технологий и разработкой современных инновационных методов обучения.

Меня очень беспокоит судьба педагогических ВУЗов, об этом я уже высказывался на "Русской народной линии". Сегодня усиленно говорится о том, что классический университет способен подготовить учителя так же и даже лучше, чем готовит педагогический ВУЗ. Утверждается, будто достаточно подготовить просто хорошего специалиста, не имеющего педагогического образования, послать его в школу, и он там будет прекрасно преподавать тот или иной предмет. Это принципиально ложная установка. Дело в том, что педагогов у нас не случайно готовят в специальных педагогических ВУЗах, где специалисты хорошо понимают, что такое методика обучения тому или иному предмету, как выстраивать воспитание человека, как формировать душу человека. Не везде это делается удачно и в педагогических ВУЗах, но всё-таки там работают специалисты, профессионалы. Кроме того, педагогические ВУЗы - это центры культуры того или иного региона, того или иного края. И надо всячески оберегать эти наши достижения последнего столетия, когда учебные заведения высшего и среднего звена могли подготовить для своих городов и сел учителей, которые работали бы именно на своей Родине. Никогда московские или петербургские учителя не спасут нашу провинцию. Если такая ошибка будет совершена и педагогические ВУЗы будут разрушены, то это будет более серьезная ошибка, чем хрущевское решение по кукурузе. Тогда мы наломаем дров, а потом будем через какое-то время хвататься за голову.

В заключение хотел бы сказать, что усилия и Патриарха Кирилла, и учителей-подвижников во всех городах и весях направлены на то, чтобы вернуть в души детей, молодежи нашу национальную культуру, в том числе и её православное ядро, только такие меры способны вывести нас из духовно-нравственного кризиса, который является основным сегодня для нас. Экономику можно поправить, но ни коррупцию, ни фальсификацию лекарств и продуктов нельзя пресечь одними правовыми методами и государственными законами. Если не будет сформирован человек, имеющий совесть и поступающий на любом месте, где бы он не работал, нравственно, то никаких проблем, в том числе и экономических, мы не решим.
Александр Корольков, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Корольков:
Просвещение России прирастает Сибирью
К 25-летию общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»
24.02.2019
Валентин Распутин и иеромонах Роман
Вместо предисловия к рассказу «В больнице»
11.12.2016
«На таких благодатных иерархах и зиждется Русская Православная Церковь»
Митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину сегодня исполняется 65 лет
23.03.2016
«Эту проблему надо решить как можно скорее»
Александр Корольков считает, что здание Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре надо передать Церкви, а Музей городской скульптуры должен занять достойное место в черте Петербурга
03.08.2015
Твой черед настал... Пробуди простор...
К юбилею поэта. Из книги «Русская духовная философия»
17.11.2014
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Крестный ход объединяет людей
12 сентября в Санкт-Петербурге пройдет молитвенное шествие, посвященное дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
11.09.2019
«Предстоящие мероприятия не должны стать официозом»
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании Оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского
11.09.2019
«Ханам нужен был наш кошелек, а этим господам — наша душа»
Святейший Патриарх Кирилл объяснил, почему святой благоверный князь Александр Невский ездил в Орду и дружил с ханами, а с христианскими рыцарями боролся
11.09.2019
Все статьи темы