Меня потряс недавно факт, о котором я слышал раньше от эмигрантов, но сомневался в его достоверности, думая, что это всё-таки выдумка или преувеличение. Факт такой: на 5 телевизионном канале Светлана Сорокина беседовала с ведущим передачи "Умники и умницы" Вяземским. Так вот ее собеседник заявил, что 42 тысячи русских специалистов работают в Силиконовой долине. Я думаю, что он огласил достоверную цифру. А это ведь страшная цифра! Это не просто гастарбайтеры, это лучшие специалисты России, в основном молодые люди, которые получили в нашей стране великолепное образование и поехали работать на чужую страну. Я в этом вижу не только профессиональную потерю, здесь неизмеримая духовно-нравственная потеря. Ведь для того чтобы человек уехал за рубеж, нужно решение, которое, по сути дела, лишает его Родины. Если в 20-е годы наши соотечественники вынужденно покидали Родину, страдая от разлуки с ней, если это, действительно, были изгнанники, то сегодня это добровольные эмигранты. Причем даже на эту передачу Сорокиной, пригласили молодого человека, заканчивающего МГИМО и спросили, где они собираются работать, после того как окончит институт. Он ответил, что намерен уехать во Францию. Удивительно, что талантливых ведущих не смутил этот "свободный выбор".
Я уж не говорю о материальной стороне дела, что затрачены огромные деньги на его образование, но, тем не менее, специалист уплывает из нашей страны. Ныне нет системы, нет атмосферы, способствующей созиданию духовного мира человека, который любил бы свою Родину, который желал бы работать на процветание своего Отечества, который дорожил бы своей природой, землей, обладал бы всеми теми качествами, которыми всегда обладал русский человек, любой, кто любит России, независимо от национальности.
Поэтому то, что сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершенно справедливо. Современная школа не формирует систему ценностей, которая работала бы на то, чтобы вырастал человек духовно просветленный и нравственно подготовленный к служению своему Отечеству, к тому, чтобы быть патриотом своей Родины. Я думаю, что система мер не может ограничиваться только тем, что будет разработан новый курс основ духовно-нравственного воспитания, просвещения. Пусть предмет варьируется от основ той или иной религиозной культуры до светской этики. Как бы прекрасно не преподавался один предмет, он все-таки не обеспечит системы воспитания. Здесь надо смотреть в корень, на всю гуманитарную составляющую и всю нашу воспитательную сферу, которая, к сожалению, деформирована. Если мы сегодня на уроках литературы уже отказываемся от чтения "Капитанской дочки", выбрасываем из школьной программы "Конька-горбунка" Ершова и многие другие совершенно необходимые для развития ребенка и для формирования его души классические литературные произведения, то это приведет к печальным последствиям.
Думаю, что нужно выстраивать все школьные курсы, особенно гуманитарные, таким образом, чтобы они были нацелены на личностное становление ребенка, а потом и молодого человека. К сожалению, этой системы пока мы не видим. Наверное, и роль классного руководства надо как-то изменять. Учителя следует оценивать не только как предметника, а как воспитателя. Учитель должен массу времени тратить на то, чтобы не только научить математике. Я помню своего отца, учителя сельской школы. У него не было совершенно свободного времени, так как он не ограничивался только уроками. Он занимался со школьниками в кружках самодеятельности, он организовывал оркестр, вел приусадебный участок, на котором школьники вырастили прекрасный сад. Таким образом школьники приучались к труду, вместе ходили в походы, читали стихи. Шла огромная работа, направленная на то, чтобы человек возрастал духовно.
Мы должны понимать, что модернизация школы, о которой сейчас так много говорится, - это не только ее информатизация и компьютеризация. Модернизация - это осовременивание, которое состоит как раз в формировании духовно-нравственных ценностей, которыми так был богат наш народ. А для этого надо всерьез заниматься проблемами духовного становления человека в такой же степени, в какой мы сегодня заняты развитием компьютерных технологий и разработкой современных инновационных методов обучения.
Меня очень беспокоит судьба педагогических ВУЗов, об этом я уже высказывался на "Русской народной линии". Сегодня усиленно говорится о том, что классический университет способен подготовить учителя так же и даже лучше, чем готовит педагогический ВУЗ. Утверждается, будто достаточно подготовить просто хорошего специалиста, не имеющего педагогического образования, послать его в школу, и он там будет прекрасно преподавать тот или иной предмет. Это принципиально ложная установка. Дело в том, что педагогов у нас не случайно готовят в специальных педагогических ВУЗах, где специалисты хорошо понимают, что такое методика обучения тому или иному предмету, как выстраивать воспитание человека, как формировать душу человека. Не везде это делается удачно и в педагогических ВУЗах, но всё-таки там работают специалисты, профессионалы. Кроме того, педагогические ВУЗы - это центры культуры того или иного региона, того или иного края. И надо всячески оберегать эти наши достижения последнего столетия, когда учебные заведения высшего и среднего звена могли подготовить для своих городов и сел учителей, которые работали бы именно на своей Родине. Никогда московские или петербургские учителя не спасут нашу провинцию. Если такая ошибка будет совершена и педагогические ВУЗы будут разрушены, то это будет более серьезная ошибка, чем хрущевское решение по кукурузе. Тогда мы наломаем дров, а потом будем через какое-то время хвататься за голову.
В заключение хотел бы сказать, что усилия и Патриарха Кирилла, и учителей-подвижников во всех городах и весях направлены на то, чтобы вернуть в души детей, молодежи нашу национальную культуру, в том числе и её православное ядро, только такие меры способны вывести нас из духовно-нравственного кризиса, который является основным сегодня для нас. Экономику можно поправить, но ни коррупцию, ни фальсификацию лекарств и продуктов нельзя пресечь одними правовыми методами и государственными законами. Если не будет сформирован человек, имеющий совесть и поступающий на любом месте, где бы он не работал, нравственно, то никаких проблем, в том числе и экономических, мы не решим.
Александр Корольков, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»