Протоиерей Геннадий Беловолов: «Если бы Апостол Павел жил в наши дни, он завел бы свой блог в интернете»

По мнению священника, интернет-форум – одна из форм церковной соборности

0
232
Время на чтение 5 минут
Я сам не являюсь активным форумачанином, хотя пассивным, наверное, мог бы себя назвать, потому что всегда интересовался мнениями, впечатлениями, откликами на то или иное событие, тот или иной комментарий и различный актуальный материал. И здесь я замечаю такой эффект: подчас бывает интереснее почитать форум, обсуждение, нежели непосредственно сам информационный повод, который отображает отдельный материал или статья. Я имею в виду не конкретно «Русскую линию», а информационную медиа-сферу в целом.

Вряд ли я сформулирую сейчас какие-то теоретические основы православного форума, но, опираясь на личные ощущения, могу сказать точно, что форумы, безусловно, нужны, - это и интересно, и полезно, и вряд ли кто-то станет это отрицать. В идее форума заключена потребность человека что-то обсудить, высказать свое мнение. Странно было бы лишать людей этой возможности, ведь тогда происходит некоторое иерархическое разделение на учащую и научаемую часть интернета. Вряд ли кто сейчас согласится на такое разделение. В высказывании своего мнения - и потребность, и право людей. Тем более – в наше время, когда по многим причинам практически отсутствуют площадки, где мог бы прозвучать реальный глас народа. Оказывается, что публичные интернет-площадки - блоги, форумы, социальные сети, - одна из немногих и чуть ли единственная возможность для народа показать свое волеизъявление – в политической, экономической, общественной и церковной жизни страны.

Безусловно, и для гласа народного требуется определенная нравственная культура и ценностные нормативы. Всегда есть искушение «вечевой вольницы», где брали уже громкостью гласа, а не его разумностью. В интернете мы постоянно наталкиваемся на всевозможные эпатажные или провокационные высказывания, но от этого не застрахована ни одна трибуна общественной мысли. Поэтому, я думаю, все это может и должно существовать во вполне легальной и приемлемой форме, и я являюсь сторонником форума как площадки широкого обсуждения существующих проблем. Я даже не совсем понимаю, кому и почему форум может не нравиться. Может, тому, кому не нравится глас народа? Даже т.н. «трёп», передергивания фактов, провокационность или недоброжелательность – в конце концов и это относится к широкому понятию «глас народа». Отсутствие цензуры дает нам возможность адекватно воспринимать этот глас. Мы понимаем, каковы настроения православных людей (если мы говорим о православном интернете), каков уровень их церковности, личной ответственности. И то, что оценивается нами как отрицательное, – составляет некую объективную реальность нашего духовного уровня.

Конечно же, без определенной цензуры обойтись нельзя, - есть рамки приличия, рамки церковности, есть понятия, недопустимые ни в каких смыслах и случаях. С проявлениями элементарного бескультурья или же религиозного отрицания следует бороться. Нарушая аксиомы приемлемого поведения, и с светской, и с религиозной точки зрения, человек автоматически выносит себя за скобки православного форума.

Что касается анонимности. Недавно я обзавелся блогом в «Живом журнале», решив попробовать себя в этом жанре в форме дополнительного церковного служения (духовное общение, религиозная проповедь, удобная доступность к многим людям). Естественно, я называю себя своим именем, описываю совершенно реальные события, и для себя не допускаю анонимности, потому что должен отвечать за свои слова. Если я считаю, что я не могу чего-то сказать под своим именем, то предпочту от этого воздержаться. При этом я допускаю, что в принципе есть такие темы, где человек может высказаться анонимно. Здесь может быть масса причин, масса обстоятельств, и лучше если какая-то тема будет высказана, чем замолчана, сокрыта, а мы будем находиться в неведении.

В отношении к форуму для меня принципиально, что это, действительно, отдушина для народа. В большинстве случаев люди на православных форумах пишут от сердечной глубины, от боли, а откровенного пустословия не так уж и много. Если человек что-то пишет, то для него это важно.

Модератор форума должен нести нравственную ответственность перед Богом и людьми, соблюдая принцип душеполезности («все, что высказывается – должно быть полезно»), который очень важен для нас и в личном общении.

Отсутствие форума обеднит «Русскую линию», и причин для его отсутствия я не вижу.

В самой форме комментария уже заложен некий жанр форума. На определенную проблему высказываются общественные и политические деятели, священники. Та мера, которую вы соблюдаете, меня удовлетворяет.

Нужно определить приоритеты, узнать мнение народа, дать людям возможность высказаться. В некотором смысле форум воплощает одну из форм соборности нашей Церкви. Поэтому необходимо повышение церковности форума, а также конструктивности и ответственности его участников. Отказываться же от православных форумов – значит, в некоторой степени умалять степень церковной соборности.

«Русская линия» не занимается выдачей готовых ответов на различные вопросы нашей жизни, а ищет их вместе с читателями, православным народом, который имеет право на свое мнение. Предоставляя людям эту возможность, мы будем знать температуру церковной общественности. Правда, есть здесь и свои минусы: периодически – появляются некоторые "профессиональные форумчане", которые ходят с форума на форум и считают своим долгом высказаться везде и по любому вопросу. Но в целом форум дает возможность узнать, о чем думает человек и в соседней квартире. Ты не знаешь, как зовут твоего соседа по лестничной площадке, а на форуме ты узнаешь не только его имя, но и то, как и о чем он думает и чем он живет. Форумы не только разделяют, но и объединяют. Поэтому интернет – абсолютно уникальная возможность «народного круглого стола». Раньше обсуждения проходили в магазинах, на ярмарках, на базарах, на партсобраниях. Сейчас люди формируют свое мнение в одиночестве, наедине с собой, а тут колоссальная возможность - сесть всем за один круглый стол, где у каждого есть право и возможность слова.

Это требует участия и духовенства, в том числе архиереев. У нас есть первый владыка-блоггер – епископ Бурятский Савватий. Он регулярно ведет свой блог, очень интересный и содержательный, выдержанный, который я рекомендую к чтению всем православным интернет-пользователям. Он высказывается на самые живые темы. Почему бы и другим владыкам не вести блоги? Если ты пастырь, то, естественно, твое желание, как можно больше людей охватить Божиим словом и нести его. Думаю, что интернет дает возможность расширить паству. Когда ты стоишь на церковном амвоне, ты говоришь в жанре монолога, проповедь носит односторонний характер. Интернет дает возможность проповеди в жанре диалога, даже дискуссии.
Может, я выскажу достаточно смелую мысль, но, мне кажется, что если бы апостол Павел жил в наше время, он обязательно обзавелся бы блогом в интернете. Апостол бы не преминул использовать такую возможность для проповеди Евангелия всем языкам. По крайней мере, на паперти ареопага в Афинах он устроил, можно сказать, настоящий форум с афинянами, открыв оживленную дискуссию, забросив общественности необычную формулировку. Апостол Павел не боялся обсуждения, не боялся живого контакта и, наверное, он там услышал не только то, что хотел услышать, но и какие-то возражения, и возгласы. Живой диспут, прообраз форумов можно найти в этом эпизоде из Деяний апостолов.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30