itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Если бы Апостол Павел жил в наши дни, он завел бы свой блог в интернете»

По мнению священника, интернет-форум – одна из форм церковной соборности

0
232
Время на чтение 5 минут
Я сам не являюсь активным форумачанином, хотя пассивным, наверное, мог бы себя назвать, потому что всегда интересовался мнениями, впечатлениями, откликами на то или иное событие, тот или иной комментарий и различный актуальный материал. И здесь я замечаю такой эффект: подчас бывает интереснее почитать форум, обсуждение, нежели непосредственно сам информационный повод, который отображает отдельный материал или статья. Я имею в виду не конкретно «Русскую линию», а информационную медиа-сферу в целом.

Вряд ли я сформулирую сейчас какие-то теоретические основы православного форума, но, опираясь на личные ощущения, могу сказать точно, что форумы, безусловно, нужны, - это и интересно, и полезно, и вряд ли кто-то станет это отрицать. В идее форума заключена потребность человека что-то обсудить, высказать свое мнение. Странно было бы лишать людей этой возможности, ведь тогда происходит некоторое иерархическое разделение на учащую и научаемую часть интернета. Вряд ли кто сейчас согласится на такое разделение. В высказывании своего мнения - и потребность, и право людей. Тем более – в наше время, когда по многим причинам практически отсутствуют площадки, где мог бы прозвучать реальный глас народа. Оказывается, что публичные интернет-площадки - блоги, форумы, социальные сети, - одна из немногих и чуть ли единственная возможность для народа показать свое волеизъявление – в политической, экономической, общественной и церковной жизни страны.

Безусловно, и для гласа народного требуется определенная нравственная культура и ценностные нормативы. Всегда есть искушение «вечевой вольницы», где брали уже громкостью гласа, а не его разумностью. В интернете мы постоянно наталкиваемся на всевозможные эпатажные или провокационные высказывания, но от этого не застрахована ни одна трибуна общественной мысли. Поэтому, я думаю, все это может и должно существовать во вполне легальной и приемлемой форме, и я являюсь сторонником форума как площадки широкого обсуждения существующих проблем. Я даже не совсем понимаю, кому и почему форум может не нравиться. Может, тому, кому не нравится глас народа? Даже т.н. «трёп», передергивания фактов, провокационность или недоброжелательность – в конце концов и это относится к широкому понятию «глас народа». Отсутствие цензуры дает нам возможность адекватно воспринимать этот глас. Мы понимаем, каковы настроения православных людей (если мы говорим о православном интернете), каков уровень их церковности, личной ответственности. И то, что оценивается нами как отрицательное, – составляет некую объективную реальность нашего духовного уровня.

Конечно же, без определенной цензуры обойтись нельзя, - есть рамки приличия, рамки церковности, есть понятия, недопустимые ни в каких смыслах и случаях. С проявлениями элементарного бескультурья или же религиозного отрицания следует бороться. Нарушая аксиомы приемлемого поведения, и с светской, и с религиозной точки зрения, человек автоматически выносит себя за скобки православного форума.

Что касается анонимности. Недавно я обзавелся блогом в «Живом журнале», решив попробовать себя в этом жанре в форме дополнительного церковного служения (духовное общение, религиозная проповедь, удобная доступность к многим людям). Естественно, я называю себя своим именем, описываю совершенно реальные события, и для себя не допускаю анонимности, потому что должен отвечать за свои слова. Если я считаю, что я не могу чего-то сказать под своим именем, то предпочту от этого воздержаться. При этом я допускаю, что в принципе есть такие темы, где человек может высказаться анонимно. Здесь может быть масса причин, масса обстоятельств, и лучше если какая-то тема будет высказана, чем замолчана, сокрыта, а мы будем находиться в неведении.

В отношении к форуму для меня принципиально, что это, действительно, отдушина для народа. В большинстве случаев люди на православных форумах пишут от сердечной глубины, от боли, а откровенного пустословия не так уж и много. Если человек что-то пишет, то для него это важно.

Модератор форума должен нести нравственную ответственность перед Богом и людьми, соблюдая принцип душеполезности («все, что высказывается – должно быть полезно»), который очень важен для нас и в личном общении.

Отсутствие форума обеднит «Русскую линию», и причин для его отсутствия я не вижу.

В самой форме комментария уже заложен некий жанр форума. На определенную проблему высказываются общественные и политические деятели, священники. Та мера, которую вы соблюдаете, меня удовлетворяет.

Нужно определить приоритеты, узнать мнение народа, дать людям возможность высказаться. В некотором смысле форум воплощает одну из форм соборности нашей Церкви. Поэтому необходимо повышение церковности форума, а также конструктивности и ответственности его участников. Отказываться же от православных форумов – значит, в некоторой степени умалять степень церковной соборности.

«Русская линия» не занимается выдачей готовых ответов на различные вопросы нашей жизни, а ищет их вместе с читателями, православным народом, который имеет право на свое мнение. Предоставляя людям эту возможность, мы будем знать температуру церковной общественности. Правда, есть здесь и свои минусы: периодически – появляются некоторые "профессиональные форумчане", которые ходят с форума на форум и считают своим долгом высказаться везде и по любому вопросу. Но в целом форум дает возможность узнать, о чем думает человек и в соседней квартире. Ты не знаешь, как зовут твоего соседа по лестничной площадке, а на форуме ты узнаешь не только его имя, но и то, как и о чем он думает и чем он живет. Форумы не только разделяют, но и объединяют. Поэтому интернет – абсолютно уникальная возможность «народного круглого стола». Раньше обсуждения проходили в магазинах, на ярмарках, на базарах, на партсобраниях. Сейчас люди формируют свое мнение в одиночестве, наедине с собой, а тут колоссальная возможность - сесть всем за один круглый стол, где у каждого есть право и возможность слова.

Это требует участия и духовенства, в том числе архиереев. У нас есть первый владыка-блоггер – епископ Бурятский Савватий. Он регулярно ведет свой блог, очень интересный и содержательный, выдержанный, который я рекомендую к чтению всем православным интернет-пользователям. Он высказывается на самые живые темы. Почему бы и другим владыкам не вести блоги? Если ты пастырь, то, естественно, твое желание, как можно больше людей охватить Божиим словом и нести его. Думаю, что интернет дает возможность расширить паству. Когда ты стоишь на церковном амвоне, ты говоришь в жанре монолога, проповедь носит односторонний характер. Интернет дает возможность проповеди в жанре диалога, даже дискуссии.
Может, я выскажу достаточно смелую мысль, но, мне кажется, что если бы апостол Павел жил в наше время, он обязательно обзавелся бы блогом в интернете. Апостол бы не преминул использовать такую возможность для проповеди Евангелия всем языкам. По крайней мере, на паперти ареопага в Афинах он устроил, можно сказать, настоящий форум с афинянами, открыв оживленную дискуссию, забросив общественности необычную формулировку. Апостол Павел не боялся обсуждения, не боялся живого контакта и, наверное, он там услышал не только то, что хотел услышать, но и какие-то возражения, и возгласы. Живой диспут, прообраз форумов можно найти в этом эпизоде из Деяний апостолов.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Наше национальное достояние
В свете проведения СВО мы должны отмечать наш Русский Новый год
13.01.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии