Полагаю, можно окончательно говорить о том, что российское руководство не только косвенно, но и де-факто признало временное правительство
революционной Киргизии, и теперь идет речь о юридическом оформлении этого признания, что является вопросом уже нескольких ближайших дней. И мы в такой политике не одиноки. Вчерашний визит заместителя госсекретаря США продемонстрировал ровно то же самое. Американцы, а также Китай всячески уклоняются от любых контактов, с которыми пытаются выходить на них Бакиев и его ближайшее окружение. То есть Бакиев уже не просто "хромая утка", а уже полностью отработанный материал не только для России, но и для всех остальных ведущих мировых центров силы.
Россия по этому пути движется довольно быстро, опережая своих конкурентов. Можно сказать, на этом участке мы одержали некую победу, благодаря напористости и прозорливости российской дипломатии и, шире, внешнеполитической линии. Увидите, и Евросоюз, который пока как-то странно мнется в своих контактах с временным правительством, в ближайшие дни попытается наладить не неформальные, как это было на текущей неделе, а вполне себе формальные контакты.
Что это значит для Киргизии, стало понятно вчера. Россия выделила серьезные финансовые средства для преодоления серьезных проблем, которые существуют у временного правительства, и на этом, очевидно, не остановится. Но делать это необходимо взвешенно, никуда не торопясь, не беспокоясь, что кто-то нас опередит и застолбит некие особые эксклюзивные права с новым руководством Киргизии. Собственно, это сделать невозможно, ибо Россия оказалась в особом положении, потому что именно она первая прислала своих руководителей, первая выделила деньги в самый тяжелый и трудный для страны момент, которые пойдут для стабилизации ситуации в республике.
Конечно, сейчас не следует полностью отказываться от контактов с Бакиевым, потому что, с сугубо юридической точки зрения, он все еще остается президентом. Но останется он им ненадолго, ситуация двоевластия в Киргизии должна в ближайшие дни разрешиться. Говорить о том, что Бакиев в случае неучета его интересов может организовать некую эскалацию конфликта, расколоть страну на север и юг не приходится. Хотя я согласен с российским Президентом в его оценке того, что при неблагоприятном стечении обстоятельств Киргизия может превратиться во второй Афганистан. Но это стечение обстоятельств в самой наименьшей степени может зависеть от воли бывшего президента. События могут пойти по худшему сценарию из-за других факторов – из-за межнациональных противоречий, из-за трений внутри победившей элиты и ее неоднородности, из-за стремления некоторых формальных и неформальных групп и на севере, и на юге страны действовать в соответствии с принципом «победителю достается все».
Все это говорит о том, что резкие движения сейчас совершать не нужно. Кроме того, у киргизов сейчас есть более увлекательное занятие, чем охота на Бакиева – разделение портфелей, полномочий, подготовка к будущим парламентским выборам, борьба за будущие депутатские места, контроль за теми или иными бизнес-структурами и ресурсами страны. То есть, с какой стороны ни посмотреть, – Бакиев и внутри, и вне пределов Киргизии становится все менее интересным. По большому счету, в его же собственных интересах – исчезнуть с политической сцены Киргизии и уехать писать мемуары туда, где его еще могут принять (глобус достаточно большой). Но у него, очевидно, остаются какие-то иллюзии по поводу своего места в Киргизии, и, насколько я могу судить, он рассчитывает не только уйти от наказания, но и вывезти из страны большое количество своих родственников и часть семейного бизнеса, что уже совершенно неприемлемо для победившего класса. И вчерашний разговор премьера России с Бакиевым, и заявление американцев о том, что они не намерены предоставлять Бакиеву политического убежища и даже не рассматривают этот вопрос, и, главное, действия некоторых государств, которые сейчас играют роль посредников между Бакиевым и новой властью, - в конечном счете убедят бывшего президента в том, что свои требования надо бы несколько поумерить и побыстрее изчезнуть из страны.
Что же касается ситуации внутри новой правящей группировки, уже сейчас вырисовывается ряд тенденций, которые в перспективе будут иметь продолжение. Во-первых, сейчас единственным основным стабилизирующим звеном среди новых победителей остается председатель временного правительства Роза Отунбаева. Я не уверен в том, что ее лидерство сохранится на какую-то продолжительную перспективу, более того, вряд ли она сама собирается претендовать на какие-то первые посты в стране. Скорее всего, ее многочисленные и очень амбициозные подчиненные формально и будут основными участниками будущих парламентских и президентских выборов. От их активности, амбициозности, умения или неумения находить компромиссы и зависит то, как в будущем будет развиваться ситуация в Киргизии. Слишком много желающих стать президентами и министрами, слишком много амбиций и аппетитов.
Уже сейчас проглядывается четкая тенденция. Основными партиями, вокруг которых объединяются победители, всего две: социал-демократическая партия и партия бывшего спикера парламента Амурбека Тикибаева. Подавляющее число людей, которые являются либо заместителями председателя временного правительства, либо занимают вторые-третьи роли, группируются в этих двух блоках. Фигур нейтральных, наподобие Тимира Салиева или Исмаила Исаакова, не так много, все остальные будут группироваться в этих двух лагерях, в зависимости о того, как будет складываться партийная конфигурация накануне парламентских выборов.
Скорее всего, принадлежность к партиям будет носить сугубо номинальный характер, и последует формирование двух коалиций, которые и будут биться за основное количество мест в будущем парламенте. Как сказал тот же Амурбек Тикибаев, который сейчас в правительстве отвечает за написание новой, уже седьмой за пять лет конституции Киргизии, они хотят заложить принцип, по которому ни одна партия не получит в парламенте более 51% мест. Хорошо, если эта практика будет реализована до того, как новая победившая власть расколется на несколько колонн. Это не даст решающего перевеса двум партиям, и тогда не будет доминирования одной группы власти над другой, и в стране сохранится политическое равновесие. Это очень важный момент в политическом будущем республики. Как показывает новейшая история Киргизии, вне зависимости от личных качеств того или иного руководителя, единоличный лидер – будь он академик, крепкий хозяйственник или кто угодно – в конечном итоге скатывается в банальный авторитаризм, как это было в течение последних пяти лет. Собственно, Бакиев наглядно продемонстрировал, что единоличное принятие решений – это слишком мало для Киргизии. Выстраивание новой конфигурации власти, о которой говорит Тикибаев, - а именно создание не президентской, а смешанной президентско-парламентской республики и написание новой конституции с возможным привлечением специалистов Евросоюза, - может дать достаточно интересный эффект. С одной стороны, если ориентироваться на сугубо парламентскую политическую структуру, то в киргизских условиях мы получим не парламент, а постоянный конфликт различных, в том числе региональных, группировок. Если же будет несколько центров силы – парламент, президент, премьер, глава судебной власти, и не будет юридических возможностей для того, чтобы один центр поглотил ресурсы и возможности другого (а для этого необходимы грамотные законодательные рамки), тогда вполне возможно, что сложатся более-менее цивилизованные отношения и взаимодействие разных политических групп и в партийной, и социальной, и региональной системе. Это будет способствовать сохранению единой страны и единого общества. Да, будут интриги, будут проблемы, но политическая система не будет неустойчивой настолько, что страна будет валяться на площадях, как это было в марте 2005 г. или как это происходит сегодня.
То есть, по моему убеждению, полученному из наблюдения за киргизской историей последних лет, стране необходимо несколько центров силы, которые даже если бы и враждовали друг с другом, то не могли бы друг друга уничтожать. Это было бы удобно как для самого киргизского общества, в котором можно было бы обсуждать разные вопросы без того, чтобы прибегать к языку автомата Калашникова и без устраивания уличных потасовок, так и для внешних игроков. России, в первую очередь, удобно наличие нескольких центров силы в Киргизии, чем один лидер, которого могут перекупить наши друзья - заокеанские или какие-либо иные. Ведь Бакиев вплоть до 2008 года был абсолютно пророссийским политиком, который и нами, и в самой Киргизии воспринимался как человек, внимательно прислушивающийся к
Москве и учитывающий ее интересы. Затем американцы его просто банально перекупили вместе с его окружением, использовав самые разнообразные рычаги влияния. В итоге мы получили режим, который начал проводить однобокую, проамериканскую позицию в ущерб российским интересам, а также интересам китайским, узбекским, казахстанским и т. д. Каким бы человек ни казался преданным России на первом этапе своего политического существования, всегда есть опасность резкого разворота. Будет несколько центров силы – будет конкуренция, будет борьба, но не будет монополии на внешнюю политику. Я полагаю, что для Киргизии такая монополия вредна.
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ