«Если мы возьмем Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, которая была оформлена Указом Президента России в 2009 г., основным средством обеспечения безопасности России является расширение сотрудничества стран – России, Индии и Китая (РИК), Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК), Группы восьми и Группы двадцати. БРИК поставлена в Стратегии национальной безопасности в один ряд с Группой восьми и Группой двадцати. Хотя, конечно, пока в международном сообществе сравнивать их влияние не совсем корректно», - заявил в интервью нашему агентству заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов, комментируя основные положения опубликованной на официальном сайте Президента России статьи Дмитрия Медведева «Страны БРИК: общие цели – общие действия».
Президент России уверен, что новый международный форум, в который входят Россия, Бразилия, Индия и Китай (БРИК), имеет "высокий международный авторитет" и "большое будущее". Об этом российский лидер пишет в статье в преддверии саммита, который пройдет 15-16 апреля в Бразилии. На долю стран-участниц БРИК приходится 14,6% мирового ВВП, а их вклад в рост мировой экономики превысил 50%, цитируют статью Медведева "Ведомости".
Говоря о месте, которое занимает в этой группе государств Россия, Медведев дает краткую характеристику ее экономического развития. По его словам, "преодолевая последствия глобального кризиса, наша страна одновременно движется по пути комплексного обновления". "Главная цель, - считает Президент, - добиться устойчивого экономического роста и увеличения доходов граждан на основе диверсификации экономики, модернизации технологий и инновационной модели развития".
"Мы вкладываем все больше средств в дальнейшее освоение космоса, в повышение энергоэффективности, в развитие ядерной энергетики и альтернативных видов энергии, информационных, телекоммуникационных и новых медицинских технологий, в создание лекарственных средств. Придаем большое значение переработке полезных ископаемых, которыми богата наша страна. А также - наращиванию сельскохозяйственного производства", - продолжает Медведев. По его мнению, "эти достижения России окажутся востребованными и нашими партнерами по БРИК".
"Сочетание сравнительных конкурентных преимуществ наших стран создает ситуацию взаимного выигрыша во множестве сфер, дает нам уникальные стимулы к сотрудничеству", - отмечает Президент. Многие из них, по его словам, уже используются на практике.
В качестве примера он привел решения министров сельского хозяйства стран БРИК о создании общей информационной базы для анализа состояния продовольственной безопасности этих государств, о сотрудничестве в области развития и обмена сельскохозяйственными технологиями. "Такие технологии призваны способствовать сокращению негативного воздействия климата на продовольственную безопасность и адаптации сельского хозяйства к этим изменениям", - пояснил Президент.
"Масштабны и возможности многостороннего сотрудничества в ядерной энергетике, авиастроении, освоении и использовании космоса, в нанотехнологиях. Такому сотрудничеству может помочь налаживание финансового взаимодействия стран БРИК, в частности в виде соглашений о взаимной торговле в национальных валютах", - пишет Медведев.
Он считает важными совместные меры четырех стран в области экономической безопасности. Среди таких мер он называет "взаимный обмен информацией о возможных спекулятивных атаках на валютных, фондовых и сырьевых биржах друг друга".
"В последнее время в рамках БРИК состоялись крайне полезные встречи министров финансов, высоких представителей по вопросам безопасности, представителей банков развития", - отмечает Медведев. Особо ценно, по его мнению, то, что "наше сотрудничество расширяется за счет подключения к нему делового мира и гражданского общества". Глава государства также отметил общую позицию стран БРИК в "Группе двадцати" и активное сотрудничество в ООН по вопросам предотвращения размещения оружия в космосе.
Президент дал высокую оценку "энергичной и творческой работе бразильского председательства, которое вывело сотрудничество в формате БРИК на качественно новый уровень". "Укрепляя экономический фундамент многополярного мира, страны БРИК объективно содействуют созданию условий для укрепления международной безопасности, - пишет Медведев. - Мы едины в том, что международное сообщество должно опираться на политико-дипломатические и правовые, а не на военно-силовые методы решения конфликтов. Убеждены в необходимости укрепления коллективных начал в международных отношениях и формирования справедливого и демократического мироустройства".
Как отметил Ю.Косов, «с позиции России сопоставление БРИК и Группы восьми, а также Группы двадцати вполне уместно». «Группа БРИК набирает вес в международных отношениях. Но пока что она дает в большей степени авансов, надежд на будущее. В 2003 году финансисты группы «Морган Стэнли» составляли очередной отчет для своих клиентов, который читают аналитики по инвестициям во всем мире. Они выделили страны, в которые наиболее удобно производить инвестиции. Выяснилось, что четыре страны являются наиболее выгодными в этом плане, если рассматривать длительный период времени. В 2003 г. в России, Бразилии, Индии и Китае был очень высокий экономический рост, страны обладали огромными внутренними рынками, большим количеством рабочей силы, огромными территориями, либо в этих странах сочетались все эти факторы, вместе взятые», - продолжил эксперт.
«Понятие БРИК с тех пор стали использовать в разного рода отчетах, оно стало гулять по международному сообществу, использовалось сначала в финансово-экономической сфере, а потом оно стало охватывать весь мир», - добавил Ю.Косов.
«Затем на это отреагировало научное сообщество. С 2005 г. в России проводятся научные конференции, посвященные БРИК. В работу активно включился Институт Латинской Америки РАН, а это структура, которая раньше изучала преимущественно региональные процессы, но теперь переключилась на глобальную политику. В Санкт-Петербургском Университете на экономическом факультете проходят большие конференции по изучению БРИК, их работе содействует Администрация города», - отметил ученый.
«Уже долгое время экономисты говорили о БРИК, политики знали об этом, но в формировании этой структуры оказались не на первых ролях. Обычно политики создают какие-то сообщества, а тут их создали аналитики. В 2006 г. в рамках осенней сессии Генассамблеи ООН впервые официально встретились представители БРИК. Встреча оказалась весьма плодотворной. В 2007 г., как говорится в таких случаях, «на полях» Группы восьми побывали и приглашенные туда страны БРИК – Бразилия, Китай, Индия. Таким образом, состоялась кратковременная встреча группы БРИК «на полях» саммита G-8. Контакты устоялись, было решено начать самостоятельную деятельность. В 2009 г. в Екатеринбурге впервые прошла встреча БРИК как самостоятельной организации. Было опубликовано серьезное коммюнике по итогам этого саммита», - рассказал эксперт.
«Что характерно для стран группы БРИК? Их нельзя отнести к развитым странам Запада. Это либо азиатские, либо латиноамериканские страны, либо евразийская Россия. Второй момент – все эти страны дают 50 процентов мирового экономического роста. Однако страны БРИК не входят в современные экономические и политические организации на том уровне, на котором они могли бы быть достойно представлены», - заметил ученый.
«После окончания «холодной войны» международные политические и экономически процессы в основном регулируют организации, которые были созданы на Западе в годы «холодной войны» и распространены по всему миру. Группа БРИК является ядром, которое не принимает такой международный порядок, и выступает за многополярный мир. Это не значит, что эта группа занимает какую-то антиамериканскую, антизападную позицию. Наоборот, она считает, что в мире должны быть представлены и западные страны, и государства других регионов мира, - т. е. мир не должен быть европоцентричным, антлантикоцентричным. Сегодня мир имеет во многих регионах довольно серьезные центры развития. Страны БРИК демонстрируют сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования в экономике. Например, это касается Китая. Такой подход сочетания госрегулирования и свободного рынка даже получил название «пекинский консенсус» в противоположность «вашингтонскому консенсусу», основанному на свободной игре рыночных сил», - добавил Ю.Косов.
«Мы видим, что эти страны сближает не какая-то субъективная воля их лидеров (скорее, наоборот - между лидерами Индии и Китая, например, отношения достаточно натянутые), но объективные обстоятельства. Страны БРИК называют «восходящими странами-гигантами», которые, действительно, могут реформировать международный экономический и политический порядок и сделать его более демократичным, универсальным, гуманным, и поистине глобальным, а не собственностью группы западных, пусть и развитых, стран», - отметил политолог.
«Конечно, эту работу надо наполнять реальным содержанием, пока это только декларации. Если экономики стран БРИК смогут способствовать взаиморазвитию, их политические позиции и, следовательно, идеи будут усиливаться и займут достойное место в международном сообществе. Сейчас проходит второй саммит этой группы, так как первый саммит был скорее ознакомительным, на нем была принята общая декларация, встреча проходила один день, что говорит пока лишь о периоде формирования структуры. От степени динамики этого развития и будет зависеть судьба группы. Пока она напоминает некий консультационный форум, где встречаются лидеры и принимают политически обязывающие документы. Но у этой организации есть все перспективы перерасти в серьезную международную структуру, которая будет принимать решения, оказывающие влияние на мировое развитие», - заключил Юрий Косов.