29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заявил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики и посвященной условиям участия в Таинствах (в частности - практике подготовки к Причащению). Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» известный петербургский священник клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, настоятель домового храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7 протоиерей Игорь Александров.
В первую очередь, хотелось бы сказать о подготовке крещающихся. Ибо именно в этом вопросе ощущается необходимость решения сверху. Я имею в виду решение об обязательной катехизации взрослых перед крещением. Опыт показывает, что когда на приходе начинают заниматься катехизацией, то поневоле задумываются и о своей внутренней ситуации. Это и понятно. Катехизационные занятия - это призыв: придите! Куда? Да, к Богу; да, в Церковь, но лицом Церкви и является данная конкретная приходская община со всеми её человеческими нестроениями, противоречиями и слабостями.
Обнинский священник Георгий Казанцев рассказывает в своей книге о проблемах современной приходской жизни историю о девушке, которая сама пожелала перед крещением пройти полное оглашение. В соответствии с этим в течение всего Великого поста она приходила на воскресную службу, оставалась там до возгласа «Оглашенные, изыдите», остаток службы помогала в подготовке трапезы, после которой священник проводил очередную огласительную беседу. Никто из сотрудников прихода не поинтересовался, кто она и почему каждое воскресение безвозмездно трудится в храме. Наконец девушка крестилась, а через некоторое время вышла замуж. Венчание состоялось в том же храме; и молодые попросили благословения отпраздновать это событие в той же трапезной. Вот тогда те же самые сотрудники с видимым недоброжелательством поинтересовались у настоятеля, кто они такие, чтобы занимать церковное помещение для семейного торжества. Пришлось уже с ними проводить «огласительную» беседу о том, что такое православный приход.
Возможно, для кого-то слова «обязательная катехизация», «община» вызывают отрицательные ассоциации с практикой священника Кочеткова и его последователей. Что ж, они приводят людей, и небезуспешно, к себе. И очень громко кричат о своих успехах. Мы должны приводить ко Христу. Рассказ протоиерея Николая Беляева о внутренней организации общины Иоанновского монастыря свидетельствует, что община не обязательно собирается вокруг церковного «гуру».
Возвращаясь к теме катехизации, напомню о том, что в Екатеринбургской епархии обязательные катехизационные беседы перед крещением введены решением правящего архиерея еще в августе прошлого 2009 года, о чем сообщал официальный сайт миссионерского отдела Патриархии. А в феврале должность катехизатора введена также решением правящего архиерея во всех городских храмах Иваново-Вознесенской епархии.
Теперь о практике подготовки ко причащению. Известно, что в других Православных Поместных Церквях отсутствует практика обязательной исповеди перед каждым причастием, поскольку для такой практики нет основания в Канонах. Это справедливо, справедливы и упрёки в неком клерикализме: для самих клириков исповедь перед причащением не является обязательной. Думается, что в современной российской ситуации время отменять обязательную исповедь в законодательном порядке ещё не пришло. Нынешний порядок является взаимообязывающим: священник обязывается выслушать приходящего не в порядке исключения (первая исповедь, смертный грех), не между другими делами, а, как правило, как исполнение своей работы; а причастник обязывается к вопрошанию своей совести. Известно, что с возрастом мы по-новому смотрим даже на исповеданные греховные деяния. Они представляются нам преступлениями тех законов, относительно которых ранее мы считали себя «чистыми» перед Богом.
По другим дискуссионным вопросам, связанным с подготовкой ко причащению: длительности подготовительного поста (говения), обязательности присутствия на вечернем богослужении накануне, полагаю, решения могут быть только рекомендательные. Таковые, и весьма разумные, уже выносило московское пастырское совещание (см. об этом статью убиенного священника Даниила Сысоева.
Протоиерей Игорь Александров, клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, настоятель домового храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7, специально для "Русской линии"