«Ничем конкретным визит Азарова в российскую столицу не увенчался, - считает эксперт. - С обеих сторон была продекларирована готовность к улучшению отношений, но о каких-либо конкретных проектах пока ничего не известно. Украинский премьер еще раз сказал, что Украина готова вернуться к идее создания газотранспортного консорциума, а Владимир Путин дал понять, что хотя это все еще интересно для нас, но уже не так, как это было до принятия решения о строительстве «Северного» и «Южного потоков». В общем, этот вопрос находится в достаточно подвешенном состоянии».
Впрочем, полагает эксперт, российско-украинские отношения в экономической сфере действительно могут измениться достаточно радикально. «Но для этого нужны политические инициативы, на которые намекнул Владимир Путин, говоря об интеграционном сближении с Белоруссией. Однако, как мне кажется, нынешнее украинское руководство пока не готово идти на такие шаги. В том числе в силу продекларированной многовекторности и сложности внутриполитической ситуации внутри самой Украины. Кроме того, нельзя не признать, что наши совместные интеграционные проекты с Белоруссией (тот же самый Таможенный союз) пока не демонстрируют особой эффективности. Хотя, наверное, рано еще делать выводы по поводу эффективности Таможенного союза, который был создан совсем недавно. Но в настоящий момент его функционирование сопровождается скандалами между Россией и Белоруссией», - добавил С.Михеев.
Отметив, что в течение последних 15 лет отношения между Россией и Украиной с каждым годом становились все хуже и хуже, аналитик признал, что «проблем накопилось столько, что разрешить их одним махом (одним визитом Януковича или Азарова) вряд ли получится».
«С другой стороны, - продолжил он, - я не вижу и оснований для особого пессимизма. Само по себе уже совсем неплохо то, что мы слышим из Киева сегодня. По крайней мере в предыдущие годы мы этого не слышали. Даже при позднем Кучме риторика украинских властей в отношении России была более сдержанной. Это дает нам исторический шанс. Другое дело, используем мы его или нет. Я бы сказал, что это важный «тест на адекватность». Я считаю, что Россия должна вкладывать в долгосрочные интеграционные проекты. Это как в бизнесе, где существуют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Интеграционные проекты относятся к последним и могут не дать быстрой отдачи. Тем не менее рано или поздно это произойдет. В этом смысле я люблю вспоминать историю освоения Сибири. Ведь когда русские первопроходцы продвигались по Сибири, никто еще не знал о том, что там будут найдены залежи нефти, газа и т.д. Освоение этих территорий было долгосрочными вложениями. А теперь мы фактически живем за счет земель, которые освоили наши предки несколько сотен лет назад, не думая, принесет это им краткосрочные выгоды или нет. Представьте, что было бы, если бы они рассуждали следующим образом: «Если я завтра получу прибыль в 100%, тогда я пойду в Сибирь, а если нет, то не пойду». Не исключено, что нам вообще было бы не на что жить и история пошла бы другим путем. Так что вкладываться надо. Но нельзя предаваться и романтизму в его горбачевском толковании, разводя абсолютно безответственную благотворительность».
По мнению Михеева, проблема заключается в том, что «руководство той Украины, которая чудесным образом образовалась после распада СССР, никогда не было готово нести ответственность за свои слова». «Обещалось одно, а делалось совсем другое. Или не делалось вовсе. Мы же хорошо помним 1990-е гг. Фактически вся антироссийская националистическая шушера выросла на низких ценах на российский газ. Результат для нас получился отрицательный. Так что вкладываться надо с умом. И потом спрашивать за свои вложения. Если наши партнеры готовы к такой строгой ответственности, тогда с ними можно договориться о многом. Если же речь идет о сиюминутной конъюнктуре, то к этим вещам нужно относиться крайне осторожно. Что мы сейчас, в принципе, и делаем», - сказал он.
«Пока заявления Януковича еще требуют доказательства делами. Кстати говоря, если российские вложения не могут вернуть в материальной сфере, пусть займутся решением хотя бы наиболее острых вопросов в гуманитарной сфере. Их много, причем их решение даже зачастую не требует особых финансовых затрат, а лишь политической воли и умелого маневра на внутриполитическом поле Украины», - заключил Сергей Михеев.