«Живое христианское сообщество не должно превратиться в церковную парторганизацию» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Живое христианское сообщество не должно превратиться в церковную парторганизацию»

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 26.03.2010


Священник Димитрий Арзуманов обеспокоен возможностью развития информационной политики Церкви по католическому образцу …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ. Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино священник Димитрий Арзуманов. (Свое мнение по данной проблематике ранее высказали главный редактор газеты «Русский вестник» Алексей Сенин, главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр Раков, руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, заслуженный журналист Украины Василий Анисимов и председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров).

В этом вопросе нужно проявлять максимальную грамотность и рассудительность. Так сложилось, что вокруг меня и моей семьи много людей, непосредственно связанных с журналистикой. Поэтому я знаю всю журналистскую кухню и знаю ее довольно тонко и глубоко. Дело, конечно, не в том, что почти все СМИ питаются из одного источника финансирования, а дело в том, что многие журналисты, к сожалению, не очень грамотны в вопросах церковной жизни. Будучи подчас весьма далекими от церковной проблематики, многие журналисты, имея задание написать о каком-то церковном событии или высказывании того или иного священнослужителя, зачастую не владеют инструментарием, - они не знают, в чем подоплека и суть проблематики, как правильно расставить акценты, дать оценку конкретному явлению, составить характеристику и дать название материалу. Если бы я взялся сейчас комментировать то или иное открытие в области физики или квантовой механики, то мой комментарий показал бы такой же низкий уровень квалификации, какой нередко демонстрируют журналисты в освещении церковных вопросов.

Издания, стремящиеся освещать церковные вопросы, должны иметь в редакциях верующих и церковных людей, или, по крайней мере, людей, знакомых с проблематикой, терминами, историей религии, Православия, чтобы они, если не воочию, а хотя бы конкретно представляли себе предмет рассмотрения, касающийся Церкви и религии. Тогда можно было бы избежать многих ляпов, несуразиц и безобразий, которые происходят, я уверен, не по злобе, не по злому умыслу ненавистников Церкви, а просто по некомпетентности и неграмотности тех, кто освещает церковные вопросы.

Во всех вопросах нужен профессионализм и компетентность. Конечно, журналист не обязательно должен быть универсалом, полиглотом и эрудитом, но если он работает в конкретной области, то в ней он должен быть специалистом. К сожалению, многие журналисты подходят к своей профессии, как к некоторому базару. Для них важна, прежде всего, информация, а то, что ее нужно комментировать или интерпретировать, - об этом они не думают, считая, что комментарии могут быть любыми, главное - информационный повод и информационное освещение. Хотя сегодняшняя журналистика должна быть публицистикой и искусством. Журналист обязан быть грамотным человеком. Если он освещает события церковной жизни, то он должен быть человеком сведущим, знающим проблемы Церкви, знающим церковную терминологию, нюансы вопроса. В противном случае, выходит абсурд и профанация, которую мы ежедневно и наблюдаем на страницах газет и журналов, на экранах телевидения, на сайтах и порталах интернет-изданий.

Говоря о церковных и так называемых православных СМИ, хотелось бы признаться, что мне не совсем по душе их обособленность. К глубокому сожалению, в церковных СМИ тоже работают некомпетентные люди, черпающие свой писательский азарт и запал из светской журналистики. Поэтому уровень этого нездорового азарта, агрессивной и нечистоплотной полемики взят ими именно оттуда, хотя давно уже известно, что не следует «читать советских газет», а если других нет, то никаких и не нужно читать. Приходится с печалью и со стыдом все это прочитывать иногда и в религиозных изданиях. Складывается ощущение, что все уже забыли о том, что такое настоящая журналистика, весь мир как будто забыл, что это такое и для чего вообще она нужна.

Человек, работающий в православном СМИ, должен быть не только православным, но еще и образованным. Он должен понимать, насколько печатное слово сильнодействующе, и насколько аккуратно, как с острым скальпелем, нужно обращаться со словом, которое посылается в мир. Многие журналисты из светских СМИ считают, что для того чтобы быть церковным журналистом достаточно быть верующим и православным человеком. А это уже другой перекос, и тоже получается смешно и некрасиво. Источник этого один - необразованность и отсутствие профессионализма.

Мое мнение, мнение как человека и священника, которое может и не совпадать с мнением всей церковной полноты, таково: я боюсь всяких централизаций, в этом мне видится католический уклон. У католиков все подвергнуто строжайшей централизации, все у них подчинено единой генеральной папской линии. Я очень боюсь, что что-то подобное может возникнуть и у нас. В конце концов, сказано в Писании, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Коринфянам 11:19). Я боюсь, что излишняя централизация просто исключит возможность нужного и полезного разногласия, и тогда будет лишь единогласие, которое неугодно Богу. Мне кажется, что человеку, которому открыт доступ к органам широкой оповещательной системы, будь то журнал, интернет-портал или телевидение, просто нужно стремиться к профессионализму, эрудированности, осознанию своей ответственности перед Богом и обществом. Это действительно необходимо, а не установление единогласия в ущерб честности, открытости и ответственности. Установление единогласия - это не по-христиански. Разногласия необходимы. Между христианами никогда не было полного единодушия, кроме единства во Христе, в любви ко Христу и друг к другу. В этом должно быть единство, в остальном же разногласия допустимы, а иногда и необходимы. Иначе живое христианское сообщество превратиться в церковную парторганизацию. Это уже не будет Церковь. Это мое личное мнение.

К сожалению, я не располагаю достаточным досугом, позволяющим серьезно углубиться в изучение повседневной информации и работы СМИ. У меня большой приход, много детей, в том числе маленьких, и, честно говоря, в свободное время мне хочется просто поспать для того, чтобы восстановить силы. Конечно, есть избранный круг церковной и православной периодики и сайтов, которые я просматриваю, и которыми я вполне доволен. Мне нравится журнал «Нескучный сад», приятно просматривать журнал «Фома», хотя он уж сильно популярен, я обозреваю ряд интернет-ресурсов. В остальном по большей части знакомлюсь с отдельными материалами случайно, по ссылкам и подсказкам, и нередко поражаюсь кликушеству, невежеству, непрофессионализму и даже удивительной предвзятости и злобе авторов определенных материалов. Поэтому я неудовлетворен полностью церковными и православными СМИ. Это и понятно, то, что есть в обществе, есть и в Церкви, мы же не с неба упали, а находимся в человеческом обществе. Поэтому у нас мало достойных, качественных, интересных религиозных, церковных средств массовой информации. Но лично мне хватает того, что есть - на большее у меня просто нет времени.
Священник Димитрий Арзуманов, специально для «Русской линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме