Как говорится в официальном сообщении Министерства юстиции Белоруссии, исковое заявление белорусской стороны касается правомерности взимания таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье при поставках из России в Белоруссию. Российские власти пока не прокомментировали иск Белоруссии в экономический суд СНГ.
В сообщении белорусского Минюста говорится, что применение вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты серьезно затруднило, а по отдельным позициям - привело к полному прекращению поставок на нефтехимические предприятия Белоруссии. Минюст также отмечает, что Белоруссия является единственным государством-участником Таможенного союза, в отношении которого Российской Федерацией применяется данный подход.
В начале марта в государственном таможенном комитете Белоруссии заявили, что Россия затягивает выполнение договоренностей по беспошлинным поставкам нефтепродуктов. Кроме того, белорусские таможенники в очередной раз потребовали отменить пошлины при поставках российских нефтепродуктов.
В начале текущего года между Россией и Белоруссией начался конфликт, так как российская сторона отказалась отменить экспортную пошлину на поставки нефти для Белоруссии с 2010 года. Около месяца стороны не могли договориться об объеме беспошлинных поставок.
«Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон, - комментирует политолог Николай Сергеев. - С одной стороны, с 1 января действует Таможенный союз, который предполагает, что внутри ТС не должно быть дополнительных изъятий при торговле между его членами. С другой стороны, позиция российской стороны состоит в том, что таможенные изъятия, в частности, по нефтепродуктам, прекратятся в 2012 году».
По словам Сергеева, в белорусско-российских отношениях это первый подобный случай, связанный с экономической сферой. «Это пример того, как возникающие экономические противоречия разрешаются не политическими, а правовыми методами, что показывает значительное продвижение вперед. Когда страны идут в решении возникающих проблем (а проблемы будут всегда) не по пути склок, а по правовому пути – это означает достаточно высокую степень политической культуры. Если бы в рамках Союзного государства был бы создан Суд Союзного государства, то многие излишне политизированные проблемы, имеющие экономическую основу, решались бы без лишних эмоций», - полагает эксперт.
«Эта ситуация не свидетельствует о резком ухудшении отношений между странами. Каждая из сторон хочет приобрести для себя более удобные и выгодные варианты ведения хозяйственного процесса или развития экономической ситуации, что вполне естественно. Хорошо, если предусмотрена некая третья сторона, способствующая переговорам и уводящая стороны от желания развязывать политические, экономические и информационные войны. Поэтому данный прецедент послужит хорошим примером цивилизованного разрешения спора двух хозяйствующих субъектов», - заключил Николай Сергеев.