Надо сказать, что церковная практика совершения Таинств и обрядов действительно различается в разных местах. Православная Церковь широко представлена и в восточных странах, и в России, и по всему миру. И каждый народ несколько по своему осуществляет церковную практику. В России, например, в силу пережитых в ХХ веке разного рода проблем церковная практика совершения Таинств и обрядов имеет свои особенности. Многое в этой практике было обусловлено эпохой гонений. Взять, например, Причастие. В богоборческую эпоху трудно было людям часто причащаться, да и сам способ преподания Причастия иногда вступал в противоречие с церковной традицией. Например, человеку, отбывающему срок в тюрьме и желающему причаститься, иногда тайно передавали Святые Дары, спрятанные в яблоке или в хлебе.
Поэтому сегодня важно обсудить все эти вопросы на духовном, братском, мирном уровне, чтобы разность этих практик, которые не разрушают в целом учения о Таинстве и не повреждают экклезиологию, воспринималась как нормальное явление, памятуя о том, что Церковь есть живой организм. Намерение обсудить церковную практику совершения Таинств и обрядов - это хорошая инициатива, но важно, чтобы эта тема обсуждалась на Межсоборном присутствии не в конфронтационном и агрессивном духе, а в спокойном духовном поиске, чтобы всем стало ясно, как лучше сделать. Может быть, в одной местности можно сделать так, а в другой местности пойти навстречу и сделать чуть-чуть по-другому, но, не повреждая при этом нашего чинопоследования. Мы должны учиться диалогу, которого у нас, к сожалению, пока не наблюдается. Каждый выскажет своё мнение и начинает его навязывать другим, а на этой почве не возникает желания искать правильный ответ. А ведь жизнь полна многообразных ситуаций, и надо учиться следовать Священному Писанию.
Я как богослов очень большое значение придаю Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. Завет предполагает диалог Бога с нами и нас с Богом. Ведь Библия учит нас вести диалог и с Богом, и с природой, и друг с другом. А у нас часто предлагают преподавать Закон Божий, а тут уже не предусматривается большого диалога, тебе продиктовали заповедь, ты исполняй ее, и нет никакой свободы мысли. А мы в Церкви должны очень четко и ясно вести диалог.
Все вопросы, касающиеся церковной практике совершения Таинств и обрядов и вынесенные на Межсоборное присутствие, надо спокойно обсудить, зафиксировать существующую практику совершения Таинств и обрядов, осознать, как будет полезней, лучше, душеспасительнее. Главное, не обострять отношения, безапелляционно заявляя: «Как я сказал, так и должно быть». Тут должен быть соборный разум, для того святые отцы дали нам критерий в Символе веры - «Верую во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь». А соборность предполагает дискуссию мирную и спокойную.
Надеюсь, что все так и будет, и на уровне иерархии, и на уровне богословов, и на уровне простых мирян. Самое главное, выбрать правильный тон диалога. Тон диалога должен быть мирный, спокойный и братский на пользу Церкви. А необходимость в том, чтобы урегулировать практики совершения Таинств и обрядов, конечно, назрела. Ведь Церковь, после эпохи гонений, вступила на свободный путь. Главное, чтобы во время обсуждения был выдержан мирный созидательный дух.
Протоиерей Владимир Сорокин, специально для «Русской линии»