Протоиерей Владимир Сорокин: «Мы должны учиться диалогу» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Владимир Сорокин: «Мы должны учиться диалогу»

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 22.03.2010


Известный петербургский пастырь об урегулировании практики совершения Таинств и обрядов Русской Православной Церкви …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, посвященной урегулированию практики совершения Таинств и обрядов Русской Православной Церкви. На эту тему рассуждает председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин.

Надо сказать, что церковная практика совершения Таинств и обрядов действительно различается в разных местах. Православная Церковь широко представлена и в восточных странах, и в России, и по всему миру. И каждый народ несколько по своему осуществляет церковную практику. В России, например, в силу пережитых в ХХ веке разного рода проблем церковная практика совершения Таинств и обрядов имеет свои особенности. Многое в этой практике было обусловлено эпохой гонений. Взять, например, Причастие. В богоборческую эпоху трудно было людям часто причащаться, да и сам способ преподания Причастия иногда вступал в противоречие с церковной традицией. Например, человеку, отбывающему срок в тюрьме и желающему причаститься, иногда тайно передавали Святые Дары, спрятанные в яблоке или в хлебе.

Поэтому сегодня важно обсудить все эти вопросы на духовном, братском, мирном уровне, чтобы разность этих практик, которые не разрушают в целом учения о Таинстве и не повреждают экклезиологию, воспринималась как нормальное явление, памятуя о том, что Церковь есть живой организм. Намерение обсудить церковную практику совершения Таинств и обрядов - это хорошая инициатива, но важно, чтобы эта тема обсуждалась на Межсоборном присутствии не в конфронтационном и агрессивном духе, а в спокойном духовном поиске, чтобы всем стало ясно, как лучше сделать. Может быть, в одной местности можно сделать так, а в другой местности пойти навстречу и сделать чуть-чуть по-другому, но, не повреждая при этом нашего чинопоследования. Мы должны учиться диалогу, которого у нас, к сожалению, пока не наблюдается. Каждый выскажет своё мнение и начинает его навязывать другим, а на этой почве не возникает желания искать правильный ответ. А ведь жизнь полна многообразных ситуаций, и надо учиться следовать Священному Писанию.

Я как богослов очень большое значение придаю Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. Завет предполагает диалог Бога с нами и нас с Богом. Ведь Библия учит нас вести диалог и с Богом, и с природой, и друг с другом. А у нас часто предлагают преподавать Закон Божий, а тут уже не предусматривается большого диалога, тебе продиктовали заповедь, ты исполняй ее, и нет никакой свободы мысли. А мы в Церкви должны очень четко и ясно вести диалог.

Все вопросы, касающиеся церковной практике совершения Таинств и обрядов и вынесенные на Межсоборное присутствие, надо спокойно обсудить, зафиксировать существующую практику совершения Таинств и обрядов, осознать, как будет полезней, лучше, душеспасительнее. Главное, не обострять отношения, безапелляционно заявляя: «Как я сказал, так и должно быть». Тут должен быть соборный разум, для того святые отцы дали нам критерий в Символе веры - «Верую во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь». А соборность предполагает дискуссию мирную и спокойную.

Надеюсь, что все так и будет, и на уровне иерархии, и на уровне богословов, и на уровне простых мирян. Самое главное, выбрать правильный тон диалога. Тон диалога должен быть мирный, спокойный и братский на пользу Церкви. А необходимость в том, чтобы урегулировать практики совершения Таинств и обрядов, конечно, назрела. Ведь Церковь, после эпохи гонений, вступила на свободный путь. Главное, чтобы во время обсуждения был выдержан мирный созидательный дух.
Протоиерей Владимир Сорокин, специально для «Русской линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме