Парадокс заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве-крещение над всеми приходящими к нему из Иерусалима иудями. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми, оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры. Кстати, микве признавалось совершенной только при полном погружении в воду. Раби Моше бен Маймон в своём монументальном труде «Мишне Тора» раздел 1 «Книга знаний» писал: «Закон о том, что очищение от всех видов ритуальной нечистоты производится в водах микве, как сказано - «и окунет в воду всё тело своё», выучено из этого по традиции, что окунание должно быть таким образом, чтобы в воду погрузилось полностью сразу всё тело».
Таким образом, устраняется вопрос о форме совершения крещения-микве святым Иоанном Крестителем. Следовательно, Крещение Господне, которое научает нас исполнить всякую правду, которое совершалось при большом стечении воды, полностью в соответствии с Законом Моисея, через полное погружение, может являться единственным примером для христиан, как правильно совершать форму этого обряда. В христианском таинстве Крещения полное погружение в воду символизирует погребение для греховной жизни и изведение из воды символизирует возрождение к новой жизни. С древнейших времен Православная Церковь признавала только полное крещение. Так называемое окропительное крещение допускалось Церковью только в экстремальных случаях, как то: угроза жизни больного и отсутствие рядом источника с водою или соответствующей купели для полного погружения. Или где-нибудь в пути, где опять же не было оснований предполагать, что человек сможет добраться до водоема, крещение совершалось окроплением, иногда даже песком.
Святой Кирилл Иерусалимский во втором Тайноводственном слове так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении (Рим. 6, 4): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни». Святитель Иоанн Златоуст (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна): «Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек... потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек». Святитель Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне): «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде... троекратным погружением в оную».
Но исключения подчеркивают правило. Григорий Богослов в 39 Слове пишет: «Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться. - Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром, или одно краткое плавание - мореходцем». Не случайно, что покойный Святейший Патриарх Алексий II на епархиальных собраниях неоднократно требовал от священнослужителей города Москвы совершать крещение полным погружением, и если таких условий в храме нет, действительно направлять в тот храм, где есть баптистерий, в котором погружение можно совершить целиком. То, что во многих храмах баптистерий отсутствует, - это связано с тем, что в дореволюционной России крестили в основном младенцев, т.к. обращение взрослых было завершено в первые века возникновения Христианства на нашей территории. Но в миссионерских храмах всегда существовали баптистерии. В случае обращения в православную веру магометан или иудеев крещение совершалось в таких баптистериях или на водоемах, где есть возможность полностью погрузить тело в воду. Поэтому, учитывая библейские, святоотеческие, исторические реалии мы можем сказать, что согласие отцов предполагает, что Крещение должно совершаться именно полным погружением. Исключения допускаются только в вышеперечисленных случаях.
Так как в нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены именно обливательным крещением, не может стоять вопрос об их перекрещивании, в связи с тем, что в советские времена не разрешалось совершать крещение на открытых водоемах и вообще вне храмовых помещений, где по вышеизложенным причинам баптистерии, как правило, отсутствовали. Здесь действует известный закон, что ради нужды бывает применение закона, но к настоящим временам подобное относиться не может.
Протоиерей Олег Стеняев, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова, специально для «Русской линии»