itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О нравственной ответственности деятелей искусства

Или почему современное искусство стало служанкой пресыщенной и чрезмерно ленивой души

0
238
Время на чтение 3 минуты
В многочисленных современных изданиях очень немногие касаются темы, которая, на мой взгляд, является настолько актуальной и злободневной, что будущее нашей молодежи, да и вообще русской цивилизации ставится под угрозу. Проблема, которую мне хочется сегодня затронуть - это нравственная ответственность деятелей искусства в современном мире.

Библия говорит, что искусство появилось на заре человеческого рода, после грехопадения, являясь, таким образом, принадлежностью падшего мира. Забывая об этом, многие стремятся обожествить искусство и тем лишь умножают усвоенную миром греховность.

В основе свойств, присущих искусству, лежат два начала: воображение и эстетика. Каждое из них питает искусство своей живительной силой, но несет в себе и угрозу саморазрушения. Так как искусство есть игра фантазии, то, вытесняя память Божию, оно затмевает душу образами. Образное мышление есть своего рода суррогат духовного постижения Истины, оно, соединенное с рациональным мышлением, дает то знание, какое доступно падшему сознанию, пребывающему в неверии. Через веру же человек получает знание иного свойства и уровня. Понятно, что без воображения и игры фантазии искусство невозможно, но игра всегда есть подмена истинных реалий мнимыми, и подмена весьма опасная. Провозглашенный в XVIII веке принцип «Искусство выше природы» постепенно внедрил в подсознание человеку идею, что творческое начало в человеке выше любого творческого начала, действующего извне, будь то Господь Бог или некий неведомый мировой порядок. Самовозвеличение человека совершилось на многих основах в культуре, а в искусстве не в последнюю очередь. Игра мнимыми ценностями в искусстве может привести человека к неверию в эти ценности, а затем и в любые ценности, порождая цинизм и лицемерие.

В искусстве выражается эстетическая потребность человека, и тяга к земной красоте может быть осмысленна как некое воспоминание о Красоте Небесной. Но секулярное искусство и здесь не может удержаться от таящегося в красоте соблазна, позволяя увлечь себя бесовскими образами. В чистом виде Красота Небесная отразилась в формах земной Красоты лишь в церковном искусстве - зримо в иконописи, архитектуре, в церковном пении и литературе. В православном понимании икона есть окно в горний мир, через икону Надмирная святость являет себя земному миру. Церковное искусство дает человеку знание, освещенное верою в незамутненном виде, приоткрывая Небесную Красоту и гармонию. Запечатление мира преображенной святости в таком искусстве есть форма молитвенно-аскетического опыта, секулярному деятелю искусства недоступного. Но искусство мирское, если оно не замутнено соблазном, также может призвать к очищению и совершенствованию, правда, обладая возможностями более низкого уровня. Ближе всего к духовному искусству, в сфере секулярного искусства, находится та его часть, которая следует назначению пророческого служения Истине, или, по слову Гоголя, «является незримой ступенью к Христианству». Конечно, сама Истина в полноте мирскому искусству не доступна.

Искусство все же является мощным средством познания мира, но не всякое познание овладевает истиною. Владение истиной (пусть иллюзорной) нередко подталкивает деятеля искусства на путь учительства, властвования над душами и умами. В этом они видят смысл и предназначение искусства, с этой особенностью сопряжен часто и дух тщеславия, разъедающий его душу. Многие предъявляли к искусству требование поиска и утверждения идеала. Идеал подчас мыслился как принадлежность исключительно земного бытия. Такая цель труднодоступна, если доступна вообще! Лик святости секулярному искусству недосягаем, ему доступно показывать лишь непреображенную плоть, может хоть в малой мере, но всегда тронутую следами страстей. Некоторые и вовсе отвергают идею служения: искусство видится ими как средство самовыражения и самоутверждения.

Часто искусство несет исповедальную для творческого деятеля предназначенность, представляя ему возможность выразить или высказать скопившиеся в глубине души какие-то возвышенные чувства или переживания. Облекаясь в материальную плоть, эти переживания и чувства являют миру чудо искусства. Конечно, от таланта, Богом данного, зависит достоинство этого новоявленного чуда, но и от силы чувства, от интенсивности душевных движений, от опыта, от степени овладения материей эстетического языка. Поэтому, как во всяком мирском деянии, здесь также подстерегает деятеля искусства соблазн слишком утвердить свою самость, увлечься самолюбованием, восхищением собственным талантом. Преп. Григорий Синаит утверждал, что мечтания, соединенные со страстями, строят образы силою бесовской. Сознавая себя выше природы, деятель искусства утверждает себя в творчестве. И тем способен неиссякаемо питать собственную гордыню, так раскрывается величайший соблазн искусства. Называя себя творцом (подменяется религиозное понятие Творца) и замыкаясь в собственной гордыне, он уподобляет себя божеству. Но человек, отвергающий Творца, не может не ощущать собственного одиночества. Как и прочие дары Божии, дар творчества, дар эстетического наслаждения могут быть волею соблазнившегося человека направлены от блага к злу. Так, Божий дар продолжения рода человеческого люди сумели поставить в услужение пороку, а дар воображения превратить в умственный разврат. Эстетический разврат все больше и больше ныне проникает в искусство. Таким образом, современное искусство есть служанка пресыщенной и чрезмерно ленивой души.
Протоиерей Николай Головкин (Санкт-Петербург), специально для «Русской линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
«Идея фильма возмутительна!»
Пришла пора православным пресечь очередную попытку очернить Царскую Семью в фильме Данилы Козловского «Карамора»
23.09.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Последние комментарии