Поскольку Церковь, кроме всего прочего, является ещё и хранительницей национальной исторической памяти, то, безусловно, по-настоящему народ будет помнить то, что запомнит Церковь, то, что она освятит своей памятью.
Наряду с церковными праздниками в церковном календаре всегда присутствовали воспоминания о тех или иных исторических событиях. Причем эти воспоминания могут быть запечатлены опосредованно, например, через прославление и празднование тех или иных икон. Так, прославление Владимирской иконы Божией Матери имеет три праздника в году и все они являются днями памяти спасения Москвы от нашествия различных захватчиков. Или празднование Казанской иконы Божией Матери - 4 ноября - это день исторического воспоминания освобождения Москвы от поляков, конец Смуты в государстве Российском в конце XVII века. Не случайно уже в наше время, именно в этот день был учрежден Праздник народного единства. Можно назвать и другие события, которые мы вспоминаем через прославление образа Божией Матери. Это характерная черта нашей национальной памяти, что мы смотрим на нашу историю сквозь Промысл и помощь Божию, сквозь Покров Божией Матери...
Но церковный календарь запечатлел и непосредственно те или иные события, отметив их памятными богослужениями. В частности, на Рождество Христово была составлена служба и положено служение благодарственного молебна об изгнании галлов и двунадесяти языков из пределов нашего Отечества. Это День Победы в Отечественной войне 1812 года. К сожалению, в советское время этот богослужебный чин, по известным причинам, был забыт и, наверное, сейчас пришло время его вспомнить и восстановить. Также были богослужебные чины в воспоминание победы над свеями, т.е. в память Полтавской битвы, что было более чем актуально в прошлом году, когда отмечалось 300-летие победы в Полтавской битве. Но, к сожалению, этот памятный день не стал не только нашим общенациональным, но даже и общецерковным событием.
Кроме того, мы видим особенность церковной памяти об исторических событиях. Она всегда является ещё и осмыслением Промысла Божьего в отношении нашего Отечества, народа. Она является всегда молитвенной памятью об усопших и убиенных в связи с этим событием и благодарственной памятью о помощи Божией в судьбах нашей Родины. В этом смысле также знаменательно, что и последняя наша великая Победа в Отечественной войне была церковно осмысленна через установление особого поминального дня 9 мая. Теперь мы наряду с Димитровской субботой осенью, когда поминаем героев Куликовской битвы, поминаем и всех павших в Великой Отечественной войне. Для нас, верующих людей, 9 мая - это и церковный праздник, вошедший в православный месяцеслов.
Все эти примеры нам показывают, что эту тенденцию мы должны развивать и дальше. Все великие победы русского народа в его истории должны быть отмечены церковным почитанием, особыми благодарственными служениями. Здесь нужно вспомнить и Русско-турецкие войны, наши освободительные войны на Балканах. Наш долг воцерковить и воссоединение Великой, Малой и Белой Руси. Возможно, если бы мы это сделали раньше, в XIX веке, то не имели бы сегодня многих проблем, возникших перед нами. Должен быть составлен особый богослужебный чин, который бы служился в день Переяславской Рады, благодарственный молебен о восстановлении единства Руси.
Думаю, что и события XX века не должны быть обойдены вниманием церковной памяти, церковного осмысления. Это, возможно, день памяти невинно убиенных людей в террористических актах, совершенных в последнее время, ведь светский день такой уже существует - 3 сентября. Церковная память не должна обходить и печальные даты в истории Отечества. Мы должны отмечать и те дни, в которые мы совершали какие-то исторические грехи или ошибки. Роковой ошибкой для России стало отречение от престола Государя Императора Николая Александровича, на самом деле являвшегося отречением от него нашего народа. Этот день должен стать днем нашего покаяния. День памяти всех Российских новомучеников - это тоже осмысление истории XX века как Русской Голгофы. Мы не должны забывать об умерших в России в годы Голодомора. Почему мы эту тему отдали украинским националистам? Разве мы не скорбим о невинно умерших в 1920-30-е годы? Мы должны это также признать и почтить.
Требует церковного празднования и день Крещения Руси. Это вообще нонсенс, что мы, будучи православной страной, православным народом не празднуем начало всех начал! У нас есть День славянской письменности и культуры, но нет Дня Крещения. А ведь каждый человек празднует свой День рождения и свои крестины. Мы как страна можем праздновать свои крестины в день Крещения Руси. Это должен быть один из самых главных наших праздников, если мы хотим возродиться как православный народ. Такой праздник может объединить народы России, Украины и Белоруссии. Здесь большой простор для духовной работы, для подъема нашего национального сознания. Ведь, безусловно, что дата или событие, которое поминает Церковь, принимает совершенно другой статусный характер.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, специально для «Русской линии»