«Я считаю, что обе конференции - «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» и «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация» - по своему смыслу равнозначны. Просто конференция, посвященная русинскому вопросу, имела более научный формат, а только что прошедшая конференция имела в большей степени общественный формат. Что же касается организации конференций, то они обе были проведены на достаточно серьезном и высоком уровне. Мы действительно растем», - такими словами прокомментировал итоги Международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» сопредседатель ее Оргкомитета, доцент исторического факультета СПбГУ, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик.
«Я должен сказать, что конференция имеет весьма важное значение, поскольку сейчас перед Церковью стоит очень важный вопрос: как относиться к Ватикану? С одной стороны, вековое противостояние преподнесло нам достаточно печальный урок, и, как правило, сотрудничество и взаимодействие оказывается невозможным в силу чрезмерных амбиций Ватикана, в силу его стремления к безусловному доминированию. С другой стороны, как будто бы наметились известные сдвиги в богословии и экклесиологии, в сознании Римо-католической церкви после Второго Ватиканского собора. Но насколько они глубоки и православны, это еще большой вопрос. К сожалению, современный мир дехристианизируется. И этот процесс, в первую очередь, коснулся мира протестантского. И нельзя не отдать должного миру Римо-католическому, что он пытается сохранить христианскую нравственность, известные основы церковного устройства и известные основы догматики в стремительно адогматизирующемся мире», - заметил отец Владимир.
«Проблема состоит в том, что стремительное оязычивание и богоотступничество протестантизма возникло не на пустом месте, а, в конечном счете, на римо-католической почве. С одной стороны, новый папа действительно отличается от ярого русофоба Иоанна Павла II, Бенедикт XVI - человек более конструктивный и более трезвый, и, как кажется, менее политизированный и более консервативный. Но, с другой стороны, наследие Кароля Войтылы, или, иначе говоря, Иоанна Павла II, никуда не исчезло, и это обсудили участники конференции», - добавил диакон.
«Доклады всех участников форума были по-своему хороши. Интересен был доклад Владимира Тюшагина, который рассмотрел папу Бенедикта XVI как папу скандалов, а также интересно представление докладчика о папе не столько как о консервативном главе церкви, а как о либерально-консервативном папе, который стремится создать известный баланс в Римо-католической церкви между консерватизмом и либерализмом», - продолжил эксперт.
«Достаточно важным был доклад Алексея Дикарева, который изложил официальную позицию Церкви, напомнил о ряде важных документов, в частности, о взаимоотношениях с неправославными конфессиями, и показал целый ряд проблем и болевых точек между нами и римо-католицизмом. Это, прежде всего, прозелитизм на Украине и в Российской Федерации. Весьма интересен был доклад Анастасии Митрофановой, которая рассказала об экспансии католицизма на территории бывшего СССР, и, в особенности, болевыми точками здесь являются Украина и Российская Федерация. Некоторые положения этого доклада дискуссионные, и они обсуждались в ходе конференции», - заметил отец Владимир.
«Интересен был доклад Ольги Четвериковой, в котором обсуждалась проблема капитуляции западного мира, в том числе Римо-католической церкви перед «богословием после Освенцима», и слишком поспешное признание вины христиан за холокост», - продолжил диакон.
«Доклад Владимира Семенко относительно Второго Ватиканского собора, его литургических, обрядовых и иных изменений вызвал бурную дискуссию. Доклад, на мой взгляд, достаточно трезвый, и он показывает, что может случиться, если мы будем копировать модель Второго Ватиканского собора в нашей церковной жизни и будем совершать преобразования ради преобразований - менять литургический язык, менять литургические чины только ради реформаторского задора», - подчеркнул эксперт.
«Весьма глубоким и важным был доклад Анатолия Степанова «Патриарх Кирилл и идея Русской цивилизации», в котором он показывает роль Святейшего Патриарха Кирилла в восстановлении общерусского пространства, в консолидации России как таковой, в триединстве России, Украины и Белоруссии. «Россия, Украина, Беларусь - это есть Святая Русь», как заметил Святейший Патриарх Кирилл. И, как сказал Анатолий Дмитриевич, может быть, ради именно этой фразы, ради идеи русской цивилизации и приехал Святейший Патриарх на Украину», - заметил отец Владимир.
"Весьма глубоким и важным был доклад Александра Каплина. Он осветил мысли русских славянофилов, апологетов Православия в XIX веке, их взгляд на римо-католицизм той эпохи, и показал опасности агрессивного римо-католицизма и те духовные ловушки, которые он может в себе скрывать. Это весьма важно, и Каплин говорил о той традиции, на которой всегда держалось русское богословие. Это традиция не только славянофилов, подчеркиваю, но и традиция Филарета Московского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других великих русских святых», - подчеркнул диакон.
«Профессор Александр Казин ярко осветил цивилизационную составляющую противостояния и показал, что речь идет о разных подходах - о разном отношении к миру, к вере католицизма и Православия. Если Православие идет от личности, католицизм - от природы. Если Православие идет от Бога, то католицизм идет от человека. Это антропоцентрическая религия», - продолжил отец Владимир.
«Доклад профессора Ивана Чароты из Минска показал фальшивость и фиктивность белорусского униатства и осветил ситуацию в Белоруссии. В реальности никакой белорусской унии не существует, а существует по большому счету противостояние Православия и католицизма восточного и западного обряда», - заметил эксперт.
«Василий Бидолах в своем докладе подтвердил, что целый ряд глобальных проектов XX века не только был бы невозможен без участия Ватикана, но и осуществлялся в интересах Ватикана, в том числе и проект расчленения Советского Союза. Ощутимейшую роль в этом сыграл папа Иоанн Павел II. Тут все сошлось - и его польское происхождение, и его антисоветизм, и стремление Запада расчленить Советский Союз. И самым уязвимым звеном была выбрана именно Украина», - подчеркнул диакон.
«Доклад вашего покорного слуги, диакона Владимира Василика, был посвящен куда более отдаленной эпохе - XII-XIV векам, и в нем было показано, что стратегия Ватикана в покорении русского православного пространства была весьма многообразной и заключалась в сочетании военной агрессии с дипломатическими усилиями, со стремлением подкупить элиту, стремлением обольстить выгодами совместной борьбы против монголов, против внешнего врага христианства. Между тем, следует отметить, что в Христианскую ойкумену Запад XII-XIV веков никогда не включал Русь. Она стояла для него на одном уровне с татарами, арабами, турками, печенегами, половцами и прочими язычниками», - заметил эксперт.
«В своем докладе ваш покорный слуга показывает ответ Руси. Как правило, это молчание, уход от диалога, либо выражение следующей позиции: то, что утверждено святыми отцами, не может быть отменено, не может быть даже обсуждаемо. Это - позиция святого князя Александра Невского, это - позиция новгородцев, которые в 1347 году отказались от спора со шведским королем Магнусом, отослав его в Царьград», - напомнил отец Владимир.
«Весьма интересными были доклады сербских участников, в которых была показана роль Конкордата 1937 года в дестабилизации православной Сербии, в расколе сербского общества, и было показано противодействие Православной Церкви во главе со святителем Николаем (Велимировичем) попыткам капитулировать перед Ватиканом», - отметил диакон.
«Я надеюсь, что эта конференция станет серьезным подспорьем для Священноначалия в оценке ситуации, в оценке возможности православного российского сообщества вести диалог с Ватиканом. Участниками конференции было указано на опасности чрезмерно податливого подхода по отношению к Ватикану. Были показаны возможные перспективы капитуляции перед политикой Ватикана. В то же время конференция проходила под знаком исключительной лояльности по отношению к священноначалию, Святейшему Патриарху Кириллу и руководителю ОВЦС, митрополиту Волоколамскому Илариону. Его представитель, Алексей Дмитриевич Дикарев, был выслушан со всевозможным вниманием», - подчеркнул диакон Владимир Василик.