Нужно ли восстановить смертную казнь? 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нужно ли восстановить смертную казнь?

04.02.2010


Православные священнослужители о высшей мере наказания …

Вопрос применения смертной казни в России волнует большинство наших сограждан (73%). 44% опрошенных ВЦИОМ выступают за разрешение и применение смертной казни. Второй по популярности вариант решения этой проблемы - сохранение нынешнего положения, т.е. наложение моратория на смертную казнь без ее законодательной отмены (29%). В меньшинстве - россияне, выступающие за полную отмену смертной казни на законодательном уровне - таких 18%. "Какова ваша позиция в этом вопросе и почему вы ее придерживаетесь?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 Одежду нам диктует не устав, а традиция, подчеркнул протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне. "Отмена смертной казни дает человеку время и возможность для совестливого пересмотра жизни", - считает он. "Но в сегодняшней ситуации, как мне кажется, следует сохранить существующее положение моратория - просто для того, чтобы сомневающиеся и с той, и с другой стороны четче определили свои позиции. В связи с этим очень важны широкие общественные дискуссии по данному вопросу на самых разных уровнях: и на уровне юристов, и на уровне публицистов, чтобы в этих дискуссиях смогли высказаться представители разных сфер жизни", - отметил протоиерей. "И сейчас, как мне кажется, уже намечается некая тенденция к постепенному приятию точки зрения, поддерживающей отмену смертной казни", - считает отец Александр.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов также выступает за полную отмену смертной казни. "Во-первых, уже слишком много пролито крови наших граждан. Во-вторых, нашу судебную систему никак нельзя назвать справедливой. К тому же она допускает слишком много ошибок. А ведь смертная казнь лишает человека шанса исправиться и стать другим. И, наконец, в-третьих, Сам Господь говорит: «Не убий!» И человек не имеет права лишать жизни другого человека", - сказал он.

"Во время посещения одной американской тюрьмы мне довелось познакомиться с двумя заключенными, получившими огромные сроки. И вот уже в тюрьме один из них стал имамом, а другой - пастором. Они не только полностью изменились сами, но и помогают в этом другим заключенным. А если бы их казнили, они бы не принесли людям никакой пользы", - рассказал протоиерей. "Да, опасный преступник должен быть изолирован от общества, и должны быть твердые гарантии, что он уже не опасен для других людей. Но убийство такого человека стало бы богопротивной дерзостью. Применение смертной казни не приносит обществу нравственного очищения и не спасает от преступлений, но само общество при этом становится еще более мстительным и жестоким. А о массовом озлоблении, разлитом в нашем обществе, и говорит столь высокий процент сторонников смертной казни", - заключил он.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, тоже считает, что высокий процент выступающих за восстановление смертной казни - свидетельство, что мы живем в очень жестокое время. "Жестокость порождает жестокость. Не стоит ли в первую очередь задуматься о том, как максимально снизить уровень жестокосердия в самом нашем обществе? Это возможно, но только через оздоровление нравов и воспитание нелицемерной братской любви. Поэтому нужно перестраивать и систему образования, и работу СМИ, которые вместо того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», часто провоцируют жестокие отношения между людьми, а то и преступления, не неся при этом никакой ответственности", - сказал он.

"Настаивать на обязательном применении смертной казни - это, по-моему, моральная ошибка. Но, с другой стороны, уровень напряжения в обществе и степень жестокости многих преступлений настолько высоки, что полная и резкая отмена смертной казни прямо сейчас представляется не вполне оправданной. Увы, есть преступления, по своей жестокости превосходящие все мыслимые границы. В исключительных случаях при данном состоянии общества смертная казнь, может быть, и допустима, но только при абсолютной гласности судебного процесса и при абсолютной неопровержимости доказательств вины", - сказал отец Александр. "В данной ситуации я бы высказался все же за продление моратория", - заключил он.

 Пресс-секретарь Нижегородской епархии протоиерей Игорь Пчелинцев настроен против смертной казни. "Моя позиция личная и как священнослужителя такова: у нас нет права отнимать у человека жизнь. Только Бог может распоряжаться человеческими жизнями. Мы должны бороться за то, чтобы грешника оставили в живых, несмотря на тяжесть его преступления", - сказал он. "Лишить человека жизни - это самый простой и жестокий метод наказания. Но зачастую пожизненное заключение под стражу эффективнее воздействует на человека. Время заставляет грешника исправиться и осознать свои ошибки. Поэтому я против смертной казни", - подытожил отец Игорь.

Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела МП, клирик храма свт. Николая в Отрадном, назвал смертную казнь "пережитком жестоких языческих времен, не просвещенных светом Христова учения". "По-человечески, может быть, и можно признать, что есть люди, заслуживающие за свою жестокость и страшные преступления смертной казни. Но все-таки жизнь - это дар Божий, и мы не вправе его у кого бы то ни было отнимать", - сказал он.

"Ведь часто преступления и особенно убийства совершаются по наущению бесовских сил, в состоянии помутнения рассудка. И Спаситель говорил о своих убийцах, что они не ведают, что творят. И Господь дает любому человеку шанс на исправление жизни, потому что Он пришел спасти всех. И мы поступили бы не по-христиански, лишив человека возможности одуматься, не оставив ему шанса на покаяние", - отметил священник.

 Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, считает, что смертная казнь нарушает заповеди Божьи. "Действительно есть ужасные преступления против жизни человека, эмоциональная оценка которых требует немедленного исполнения смертного приговора. Но разум заставляет вспомнить Заповеди Христовы", - сказал он. "Очевидно, что для верующего человека целью должно стать исполнение евангельских заповедей, а не собственных желаний, какими бы правильными они ни казались. Не должно нам, христианам, уподобляться даже в методах своим гонителям и людям, исполняющим дьявольскую волю", - добавил он.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напротив, считает, что смертную казнь отменять не следует. "Мне приходилось исповедовать преступников, которым по старому законодательству был бы назначен расстрел, и, конечно же, многих из них было действительно жалко. Но все же я считаю, что смертная казнь должна быть в нашем государстве", - сказал он.

"Может быть, ее применение следует сделать отсроченным, чтобы избежать судебной ошибки: бывает, что по истечению нескольких лет выясняется, что преступление совершил другой человек. То есть смертная казнь должна быть, но с отсрочкой лет на 10. И если в течение этих 10 лет ничего не изменилось, то можно применить и высшую степень наказания", - полагает священник. "Отношение к лицам, которые совершили насилие над детьми, должно быть резко отрицательным. Мы все говорим о гуманизме, но он по самому смыслу слова относится к человеку. А если речь идет о маньяке-подофиле, то это уже не человек", - считает отец Георгий.

 Священник Илия Шугаев, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Талдома сделал оговорку, что у него пока нет устоявшегося мнения по вопросу о смертной казни. «Наверное, все же смертная казнь в современных условиях должна применяться в России, поскольку имеются крайне социально опасные преступления, за которые полагается высшая мера наказания", - сказал он. "Смертная казнь должна выступать в роли воспитательной меры, как, например, в Китае по отношению к торговцам наркотиков. Но при этом, она должна быть исключительной и редкой мерой", - заключил отец Илия.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме