В связи с этим заявлением министра образования корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: «Как вы относитесь к предложению Фурсенко? Видите ли вы какие-либо "мостики" между естественнонаучными предметами и религиозной культурой? Не следует ли, на ваш взгляд, в преподавании естественных наук четче подчеркнуть, что наука не заставляет делать выбор между верой и неверием?»
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях хотя и полагает, что гуманитарии с преподаванием Основ религиозной культуры справились бы лучше, но уверен, что основная специальность в данном случае - не главное. «Главное, чтобы преподаватель сам адекватно воспринимал специфику предмета и мог донести его суть до учащихся», - сказал он.
«Конечно, верующий человек сможет лучше проникнуть в сердцевину религиозной культуры, в данном случае православной, в основании которой лежит вера и жизнь по вере христианской. Это не значит, что преподаватель будет учить вере. Речь идет о более полном раскрытии сущности веры, ее мистической стороны, о том основании, на котором собственно и строится вся культура. Разумеется, сделать это несравненно проще человеку, опытно знающему таинственную жизнь Церкви, человеку, приобщенному к духовным реалиям. По-моему, этот момент должен обязательно учитываться при подготовке преподавателей», - добавил священник.
Священник Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, также уверен, что не так уж важно, гуманитарное или техническое образование у преподавателя Основ религиозной культуры. «Я, кстати, знаю немало священников, служащих в сельских храмах и преподающих физику и математику в сельских школах. Одно другому не мешает», - сказал он. «Важно, как преподавать; важно сделать правильные акценты еще на стадии разработки методологии. Безусловно, духовно-нравственный компонент должен присутствовать при занятиях любой наукой, будь то высшая математика или микробиология. Разумеется, учебники должны знакомить учащихся и с альтернативными подходами в видении столь сложных и спорных предметов, как, например, происхождение мира и происхождение человека», - считает отец Владимир.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что главное для преподавателя Основ религиозной культуры - владеть своим предметом. «Очень важно, чтобы человек, который преподает подобный предмет, был, что называется, "в теме". Но кроме этого он должен обладать способностью доходчиво объяснять суть предмета. Не важно, гуманитарий или естественник - преподаватель. Можно иметь какое угодно прекрасное образование, но преподавать так, что никто не будет слушать», - сказал он.
«Важно, чтобы преподаватель имел адекватное представление о духовной жизни, о христианской традиции. И если называть вещи своими именами, он должен быть верующим, обладать личным духовным опытом, которым он мог бы поделиться. Религиозная культура - величайшее богатство. Но как можно этим богатством поделиться, если сам им не владеешь? Преподавать данный предмет, самому находясь вне духовной традиции, - предприятие чрезвычайно рискованное. Нужно самому быть носителем этой культуры», - добавил священник.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что не важно, кто будет преподавать Основы православной культуры, - главное, чтобы этот человек был верующим. «Основы православной культуры должен преподавать человек, который относится к православной конфессии. А какое он получил образование - не столь уж важно. Точные науки тоже могут свидетельствовать о Боге: ректор Свято-Тихоновского университета отец Владимир Воробьев по образованию физик", - сказал отец Филипп. «Да, от эпохи агрессивного неверия нам достались стереотипы, что наука якобы заставляет делать выбор между верой и неверием. Их необходимо разрушать. Сегодня противопоставлять религию и науку может только человек малообразованный. Поэтому подчеркнуть, что наука нейтральна по отношению к вере и неверию, в преподавании действительно нужно», - подытожил священник.