Данная тема, с моей точки зрения, не носит проблемный характер. Священник должен делать свое дело качественно и со всей ответственностью. У нас есть церковная традиция. Во всяком случае, ничего нельзя сокращать и реформировать. У нас замечательные служебники, прекрасные требники. Не читать огласительные молитвы - это профанация, не освящать воду при крещении - это леность, читать одну молитву вместо трех на венчании - это безобразие. Каждый священник должен со всей ответственностью благоговейно совершать Таинство так, как оно совершалось Святыми отцами. Я не вижу здесь проблемы, она наигранна. Если кто-то хочет модернизации или если кому-то лень молиться, тогда такой батюшка должен задуматься о том, а не снять ли ему с себя сан. Для меня, для круга священства, с которым я имею общение, таких проблем не существует. Я даже не знаю, какая может быть подоплека для того, чтобы что-то менять. Другое дело, что практику совершения Таинств и обрядов нужно привести в соответствие с требником, со служебником, со святоотеческой традицией. Напротив, приведение практики совершения Таинств и обрядов в соответствие с непонятной и ненужной модернизацией, с упрощением, с выхолащиванием, - это безобразие, которого я не буду придерживаться. Надеюсь, что этого и не случится.
Касательно бесед и оглашения перед крещением, то сказано в Евангелии: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...» (Мф. 28:19). Конечно, есть люди, которые подготовлены ко крещению и к венчанию, не требующие дополнительного оглашения. В любом случае, священник должен выяснить степень готовности человека ко крещению. Если человек сознательно шел на крещение, если он читал Евангелие, если он знает основы Православной веры, такого человека, безусловно, можно не оглашать перед крещением. Но, чаще люди приходят креститься по велению сердца. Когда сердце участвует в решении - это здорово, но и разум должен быть задействован. В этом случае оглашение необходимо. То же касается и венчания - людям, имеющим церковный и приходской опыт, можно дать просто пастырское напутствие, а с людьми, совершенно не знающими основ Православия и православного учения о браке, обязательно нужно встречаться, беседовать, и не раз, таких людей следует исповедовать.
Это должен делать любой пастырь. Мы давали присягу, когда рукополагались. Мы обещали Богу, что будем это делать. Считаю, что специально собираться для урегулирования практики совершения Таинств и обрядов и принимать по этому поводу какие-то решения нужно только для тех, кто этого не делает, кто безобразничает, кто ленится. Поэтому я считаю, что данный вопрос надуман. Нужно всего лишь привести практику совершения Таинств и обрядов в соответствие со святоотеческой богослужебной традицией.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино, специально для «Русской линии»