«Мы знаем по опыту, что правильная установка сверху далеко не всегда выполняется адекватно. Мы помним, что один человек уже провозглашал целью нашей жизни перестройку. Что из этого вышло - мы видим», - добавил отец Александр.
«Что такое модернизация? - продолжил пастырь. - Это улучшение того, что есть. Модернизация предполагает осторожность и исключает радикальную ломку существующей системы. А революция - это радикальное разрушение и уничтожение существующей системы. То есть модернизация и революция - это совершенно разные вещи. Модернизация - это развитие, а революция - разрушение. Не хотелось бы, чтобы у нас сегодня модернизация была подменена революцией. Это касается всех сфер российской жизни, в том числе и педагогики».
«Мне уже не раз приходилось говорить и писать го том, что в мире и в нашей стране идет революционный процесс, прежде всего в нравственной сфере. Есть люди, которые хотели бы под прикрытием слова «модернизация» произвести революцию, в том числе и педагогическом образовании. Документ «Национально-образовательная инициатива. Наша новая школа» мне представляется весьма расплывчатым и недостаточно профессиональным. По моему мнению, он нуждается в серьезной доработке. Там есть неясные, а потому опасные, в случае реализации, положения. В документе нет ни слова о главной цели воспитания учащихся. Традиционно приоритетным в русской педагогической школе было воспитание нравственной личности. В документе слова «нравственное воспитание» вообще отсутствуют. Вместо этого читаем: «воспитание порядочного и патриотичного человека». На мой взгляд, это нельзя считать синонимом нравственного воспитания», - считает отец Александр.
«Не хотелось бы, чтобы наши дети делились по принципу талантливые и неталантливые, - продолжил священник. - В документе тоже есть крен в эту сторону. Это не значит, что не нужно уделять специального внимания талантливым детям. Но от этого менее одаренные дети не должны страдать. В советской политехнической школе все это учитывалось. Советская политехническая школа - это огромное достижение. Ее нужно развивать, модернизировать, а не ломать. Деление учащихся по западному принципу на одаренных и неодаренных есть тупиковый путь для нашей педагогики. Кстати, об этом в свое время писал известный философ Александр Зиновьев. Анализируя западную жизнь, он говорил, что это разделение привело к девальвации образования вообще и понижению образовательного уровня в целом».
Отец Александр отметил, что тревожный вопрос вызывают у него и такие слова документа: «Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические ВУЗы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». «Что это за «крупные базовые центры» - непонятно. Слова громкие, солидные, но - непонятные. Если педагогические вузы будут превращены в факультеты классических университетов, то это приведет к понижению профессионального уровня педагогов. Специальную вузовскую подготовку педагогов ничто не может эффективно заменить», - уверен кандидат педагогических наук.
«Не выдерживает критики следующий тезис документа: «Если у молодежи появится привычка к занятию спортом, будут разрешены такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность». Ясно, что эти острые проблемы могут быть решены, прежде всего, на основе применения системы нравственного воспитания, о котором в документе ничего не говорится. А то, что предлагается, это поверхностный подход», - продолжил священник.
Кроме того, указал пастырь, нельзя подменять общегосударственную программу индивидуальными образовательными программами. «Насколько я понял, в документе есть такая опасность», - сказал он.
«В самом конце документа читаем: «О того, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков и будущих поколений». Опять ничего о высшем смысле - истинно нравственном образовании мы здесь нет видим. Конечно, наше образование должно быть интеллектуальным и современным, но прежде всего - нравственным! Сама идея модернизации мне представляется очень правильной, но очень важно, чтобы наша верховная власть проследила бы за тем, чтобы эта модернизация была осуществлена в интересах наших детей, а не в интересах небольшой группы людей, которые хотели бы модернизацию подменить революцией», - заключил иерей Александр Шумский.