Патриарх Кирилл участвовал в Съезде ректоров в прошлом году - впервые за все время их проведения. Об этом недавно говорил ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий как о значимом событии. В деле воспитания - Церковь и вузы, как и другие учебные заведения - естественные союзники. Это, по-видимому, ясно всем здравомыслящим людям. Поэтому «вопрошание» о взаимодействии Церкви и науки, - это, скорее дань советскому прошлому, чем реальная проблема. Для будущего России важна как Церковь, так и наука.
Однако взаимодействие Церкви и науки не безоблачно, и во многом потому, что среди ученых много религиозно безграмотных людей, отягощенных массой детских страхов, просто недостойных ученого человека. Не надо «сотворять кумира» и из науки тоже. Иначе сама наука превращается в религию, причем сомнительного качества.
В западной культуре существует четкое разделение на субъект и объект, на субъективное и объективное. Это разделения прослеживается уже с первых страниц Ветхого Завета: есть Творец и творения, в том числе подобные самому Творцу. Важно понимать, что наука занимается объективными явлениями, объект-объектными взаимодействиями, а не Творцом и субъект-субъектными связями. Поэтому любая культура европейского типа содержит три части - науку, религию и философию, специализирующуюся как раз на изучении субъект-объектной переходов в разнообразной деятельности людей. Гармонично сочетаться должны все эти три «составные части».
Одним из недоразумений, существующим во взаимодействии Церкви и науки, является нынешний статус теологии в образовательной сфере. Это недоразумение связано с некими фобиями тех людей, которые считают себя учеными. Дело в том, что уже с начала 1990-х годов в российской высшей школе существуют государственные образовательные стандарты подготовки теологов. На их основе давно разработаны образовательные программы, по которым ведется обучение, в том числе и в государственных вузах за счет средств федерального бюджета. А ученых по этому направлению, как утверждают некоторые представители научного сообщества, в принципе не может быть. Это типичное ученое невежество: наука в средневековой Европе начиналась в университетах как раз с теологии, в рамках которой были разработаны многие их тех приемов мыслительной деятельности, которыми и сейчас пользуются люди науки.
Но дело не только в технике (точнее, техниках) мышления. Различение добра и зла - это типичные пример жизненно важного различения, которым как своим делом занимается именно религия, а не наука. Кому, как не пользующимся нравственным авторитетом служителям Церкви следить за применением научных достижений и говорить свое веское слово, если есть опасения, что эти достижения приводят к плохим последствиям.
Леонид Гребнев, профессор Московской государственной юридической академии, специально для «Русской линии»