«По уже утвержденному стандарту начальной школы, мы приходим к выводу, что нам предлагается отказаться от «всего старого и изжившего себя», а именно от классической педагогической науки Сухомлинского, Макаренко и прочих выдающихся мыслителей и практиков педагогики в угоду пока еще не апробированных и спорных «технологий»... Стандартом теперь предлагается называть набор весьма общих пожеланий, не подкрепленных более ничем... Все отдается на откуп «менеджерам образования» регионального, и даже - муниципального уровня, где программы и цели обучения должны определять родители и местные чиновники», - пишут в обращении педагоги.
Вторым пунктом президентской инициативы является выявление и поддержка талантливых учеников. Учителя отмечают, что «выделение «талантливых» приведет, в реалиях российской действительности, только к одному - разделению образования на две системы: «для талантливых» и для всех остальных... Деньги налогоплательщиков пойдут на образование «элитных» учеников, а остальным останется либо «покупать билет» на счастливый рейс в будущее, либо довольствоваться «обычным», финансируемым по остаточному принципу, «образованием для черни». Этим нарушается базовый принцип образования: «Все дети одинаково талантливы и ко всем участникам учебного процесса со стороны учителя и школы, а значит и государства, должны применяться единые стандарты! Нельзя делить детей на талантливых и не очень».
У педагогов, обратившихся к гаранту Конституции, в которой закреплено равенство доступности и гарантии качества среднего образования для всех граждан, возник вопрос о инфраструктуре «новых школ». «Зная ситуацию с бюджетом (он - дефицитный, как нам известно), и учитывая предыдущий пункт про «талантливых учеников», следует понимать, что таких «новых и передовых школ» будет ровно столько, сколько нужно, чтобы обучать эту самую «талантливую» молодежь».
«Пункт четвертый «Инициативы», посвященный повышению уровня и качества подготовки педагогов выводит на новый уровень исторический принцип кухарки, управляющей государством», - отмечают педагоги. «В комментариях к «Инициативе» все время звучит: нам нужны новые учителя, новые «эффективные менеджеры - управленцы» в образовании, и хорошо бы, что бы наших детей учили выходцы из профессиональных кругов, прошедшие курсы переподготовки «на учителя». Вы искренне полагаете, что профессионалы - педагоги стране не нужны, а профильные ВУЗы впору закрывать?», - недоумевают педагоги. «Если мы уничтожим систему подготовки педагогических кадров, в школу запустим всех - от сантехников до бывших служителей окультных наук и вооружим их «стандартами нового поколения», на России, как на государстве, можно ставить крест», - говорится в обращении.
Напомним, что в ноябре прошлого года Президент заявил, что педагогические ВУЗы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. «Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы», - считает Дмитрий Медведев.
В Государственной Думе также обсуждается проект закона, который даст право доступа к бюджетному заказу «государственной образовательной услуги» частным школам и негосударственным учреждениям, т.е. частные школы будут финансироваться из госбюджета. Учителя ставят вопрос: «Будет ли директор школы-предприятия, по сути, бизнесмен, реализовывать сам, по своему желанию, государственную политику в области образования? Мы полагаем, что в массе своей - не будет, поскольку задача бизнеса - зарабатывать деньги, а культура, образование, нравственность - категории, противостоящие самой сути бизнеса».
«Мы понимаем, что существующая модель образования в России требует корректировки и должна иметь план развития. Однако, ни мы, ни даже Вы, не вправе навязывать обществу свои идеи и принимать поспешные решения, не обеспеченные соответствующим обсуждением и согласованием. Вопрос стратегии Российского образования - это вопрос, который касается всех граждан России и поэтому не может быть рассмотрен келейно... Мы предлагаем Вам, как Гаранту государственности, подойти к этому очень серьезному для страны вопросу со всей ответственностью и максимальной публичностью, поскольку речь идет о сохранении России, как государства и о будущем этого государства», - заключают авторы письма.