Анастасия Митрофанова: «Предлагать альтернативу глобализации - опасно» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Анастасия Митрофанова: «Предлагать альтернативу глобализации - опасно»

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 24.02.2010


Политолог считает, что реальную альтернативу глобализации может предложить только Православие …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной вопросам глобализации: международные отношения, проблемы политической, экономической и культурной глобализации. Своим видением на данную проблему поделилась в интервью «Русской линии» руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ доктор политических наук Анастасия Митрофанова.

Сейчас тема глобализации активно обсуждается. Надо понять, что глобализацию остановить нельзя, укрыться от нее невозможно. Глобализация - это процесс, который уже охватил весь мир, хотим мы этого или не хотим. Попытка спрятаться от глобализации не приведет к успеху. Небольшие анклавы, где люди попытаются скрыться, рано или поздно будут накрыты волной глобализации. Эти анклавы могут сохраниться в полностью глобализированном мире как этнографические заповедники, куда будут водить туристов и показывать, "как люди жили раньше" (как в антиутопии Хаксли "О дивный новый мир"). Поэтому вопрос не в противодействии глобализации, а в противопоставлении ей альтернативы. В первую очередь это должна быть духовная альтернатива – призыв невероятной силы, который заставит людей отвернуться от того, что предлагает глобализация.

Современная глобализация базируется на идеях либерализма. Центральная идея либерализма - индивидуализм, представление о полной автономности человеческого индивида (т.н. атомарный индивид). Индивид вступает во взаимоотношения другими индивидами, но у него есть четкая граница, которую никто не может нарушить. Атомарный индивид - как суверенное государство в международных отношениях, это непроницаемое существо. Отношения индивида с другими людьми носят юридический характер и, как правило, выражаются в денежном эквиваленте. Не случайно, в западном обществе даже семейные отношения все больше приобретают юридически-денежную форму (например, ребенок может подать в суд на родителей за неправильное воспитание). Атомарный индивид стремится к максимально комфортному существованию, для достижения удовольствия он отбрасывает все моральные запреты.

Эта концепция успешно распространяется по всему миру. Даже в тех странах, где человек всегда считал себя частью крупной общности (семьи, клана, племени, религиозного братства), идет ползучая индивидуализация сознания. Поскольку глобализация проповедует либерализм, гедонизм, направленность человека исключительно на достижение собственных интересов и личного комфорта, то альтернатива глобализации должна предложить противоположные ценности. Она должна предлагать не индивидуализм, а единство людей, их общность, не гедонизм, а аскетизм как способ достижения нравственной высоты человека и общества. На эту тему много писал покойный Александр Сергеевич Панарин, прежде всего - в книге "Православная цивилизация в современном мире".

Реальную альтернативу глобализации в нашем мире может предложить только Православие, как учение и практика, которая в полной мере соответствует анти-индивидуалистическим ценностям. Это, в первую очередь, нравственная альтернатива, из которой логично проистекает политическая и экономическая альтернатива. 

Каким образом нравственность связана с экономикой? Капиталистическая экономика строится на взимании процента, что противоречит Православию, которое запрещает давать деньги в рост. Поэтому капитализм - принципиально антихристианское явление. Альтернатива глобализации, с православной точки зрения, должна быть антикапиталистической, но не обязательно социалистической или коммунистической в советском понимании. Есть много вариантов антикапитализма, которые не совпадают с советским проектом. 

Касаясь глобализации, нельзя пройти мимо вопроса о так называемом мировом правительстве, которое стало причиной для беспокойства многих православных людей. Я ничего не знаю о существовании мирового правительства. Даже те, кто верит в его существование, утверждают, что это правительство является тайным. Лично я в эти тайны не посвящена. Тем не менее, мир, безусловно, является управляемым, он не хаотичен. Существует глобальная элита, члены которой формально являются гражданами разных государств. На эту тему интересно пишет американский антрополог Джанин Ведель (Janine Wedel), только что вышла ее книга "Теневая элита" (Shadow Elite), на русский язык она, к сожалению, не переведена. При желании эту элиту можно назвать "мировым правительством", только не в упрощенной версии группы людей, сидящих в бункере и рассылающих директивы. Управляемость мира не подлежит сомнению. Вопрос лишь в том, управляется ли мир из единого центра или он управляется каким-нибудь иным способом (например, через индоктринацию населения необходимыми идеями). Поскольку мир управляем, то глобализация - не стихийный, а организованный процесс. Поэтому попытка выдвинуть альтернативный глобализации проект столкнется с активным противодействием. Это может быть и насильственное противодействие, то есть физическое уничтожение тех, кто будет нести альтернативный проект. Собственно говоря, так и происходит. Потому что не только Православие предлагает антиглобализационный проект, но и многие другие. Например, Уго Чавес предлагает свой альтернативный проект - "социализм XXI века", и поэтому, не удивительно, что его хотят физически уничтожить. Поэтому предлагать альтернативу глобализации - опасно.
Анастасия Митрофанова, доктор политических наук, специально для «Русской линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме