Ирина Силуянова: Церковь и общество должны осмыслить новые биотехнологии 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ирина Силуянова: Церковь и общество должны осмыслить новые биотехнологии

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 16.02.2010


Эксперт подчеркнула важность рассмотрения проблемы биоэтики в Комиссии Межсоборного присутствия …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной вопросам биоэтики. Своим видением на данную проблему поделилась в интервью «Русской линии» доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета профессор Ирина Силуянова.

«Проблемы биоэтики очень актуальны в связи с возникновением и внедрением в медицинскую практику новых биотехнологий, таких, как трансплантация органов и тканей, искусственное оплодотворение, новые критерии смерти мозга, применение стволовых клеток для лечения различных болезней и т. д. Все это новые технологии, которые нужно осмыслить в плане того, насколько допустимы они для применения и использования», - отметила эксперт.

«Каждая из этих технологий может применяться так, что вред от использования будет колоссальный. Поэтому во всем мире и возникает биоэтика, как современная форма этики врача, задача которой и заключается в том, чтобы регламентировать применение новейших медицинских биотехнологий - корректны они или нет, приведут к добру или злу. Это комплекс этических проблем, которые рассматриваются в связи с этими новыми технологиями», - добавила она.

«Как известно, Церковь непосредственно имеет отношение к проблемам морали, к проблемам этического знания, и поэтому является полноправным субъектом обсуждения в обществе проблем биоэтики. Например, насколько корректно применять искусственное оплодотворение, при котором, в частности, уничтожается огромное количество человеческих эмбрионов? Церковь уже активно включена в обсуждение этих проблем, приняты "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", там есть целый раздел, посвященный проблемам биоэтики. Активно работает Совет по биоэтике при Московском Патриархате, уже принято около 20 заявлений, которые анализируют эти новые направления и предлагают свои формы в решении проблем, связанных с применением новых технологий. Поэтому то, что такие темы озвучены Патриархом, то, что он призывает к обсуждению в обществе этих проблем, - это совершенно справедливо. Потому что, как когда-то, в начале ХХ века, проблемы физики были актуальны для всех цивилизаций, так и в начале ХХI века проблемы, связанные с биотехнологиями, с новейшей медицинской практикой, также в центре внимания всей человеческой цивилизации, не только в России и в Русской Православной Церкви, но и во всем мире», - подчеркнула И.Силуянова.

«Конечно, есть вопросы, по которым внутри Церкви существуют разные мнения. Они обсуждаются. Например, это вопрос вакцинации. Как известно, одна из вакцин против краснухи была когда-то создана из абортивных тканей, и она развивается теперь уже в течение нескольких лет, независимо от того конкретного случая. На основании линий этих тканей изготавливаются вакцины. Прививки чрезвычайно необходимы, чтобы дети не болели этим страшным заболеванием, которое особенно негативно влияет на девочек. Возникает проблема: использовать эту вакцину, чтобы сохранить жизнь и здоровье огромного числа детей, потому что заболевание инфекционное и моментально распространяется, или не использовать? И вот тут, например, у православного сообщества возникают разные позиции. Таких примеров очень много. Потому это и есть этические проблемы, что здесь возможны различные варианты. Люди выбирают разные варианты, поэтому и возникает обсуждение этих вопросов. Но, несмотря на разницу мнений, по крайней мере, на уровне официальных заявлений Церковно-общественного совета мы приходим к общему мнению, к общей позиции. Она продумана, взвешена и, думаю, принимается остальными членами Церкви», - отметила эксперт.

«Проблем с переливанием крови в Православии не существует. Это сектантская позиция связана с тем, что, по их мнению, душа находится непосредственно в крови человека. Для них переливание крови означает изменение человека на уровне его души. А с точки зрения христианской антропологии, мы не можем и не должны указывать место (мозг, сердце, кровь и т. д.), где концентрируется душа, и какой орган является ее реальным носителем. С точки зрения христианства, это некорректно. Поэтому переливание крови вполне возможно, кровь не является неким сакральным материальным веществом, которое носило бы в себе какую-то тайную информацию, способную изменить сущность человека», - подчеркнула Ирина Силуянова.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме