По словам председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Думы Михаила Антонцева, этим документом предлагается в значительной степени либерализировать систему предоставления работы лицам, приезжающим в Россию из стран, имеющих с ней безвизовый режим. В частности, предусматривается возможность приобретения ими за 1 тысячу рублей патента для осуществления трудовой деятельности; продления трудового договора с работодателем; предоставления ряда преференций высококвалифицированным работникам. Иными словами, в случае принятия этого закона любой трудовой мигрант получит возможность приобрести патент, затем продлевать трудовой договор. Это будет достаточным основанием для нахождения его на территории нашей страны. При этом, поскольку он не является гражданином России, никаких законных методов воздействия на него не будет. Предлагаемый законопроект никак не увязан с сегодняшней системой квотирования рабочих мест для трудовых мигрантов.
Как сообщили изданию в пресс-службе МГД, в ходе обсуждения депутаты высказались против данной законодательной инициативы, отметив, что последствием принятия такого закона станет значительный рост в стране неучтенной рабочей силы, распространение инфекционных заболеваний, криминализация общества. Документ концептуально неверен как в отношении всей страны, так и ее столицы. В итоге Дума проголосовала за постановление, содержащее отрицательный отзыв на законопроект.
В связи с этим корреспондент сайта Regions.ru обратился к православным священнослужителям с вопросами: «Согласны ли вы с опасениями, которые выражает Мосгордума? Какие могут быть пути решения проблемы с мигрантами?»
Иерей Александр Добродеев, заведующий сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, предложил распределить поток мигрантов по всем регионам за счет увеличения рабочих мест. «Необходимо решить вопрос рабочих мест в регионах, чтобы люди не ехали только в Москву. Пока что дела с рабочими местами в регионах обстоят не очень хорошо и тут нужно каким-то образом распределять нагрузку», - сказал он.
«Конечно, плата за работу в Москве каким-то образом ограничит поток мигрантов, сейчас же непонятно кто, откуда и куда приезжает, а это необходимо учитывать», - подчеркнул отец Александр.
«Судя по тому, как у нас лечат наших граждан, то такой же подход применяют и к мигрантам, если не еще худший. Если будет нормальное медицинское обеспечение, то больных мигрантов не будет, а криминализация общества перестанет расти за счет обеспечения мигрантам нормальных условий жилья и прочих благ», - заключил он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края, считает, что, прежде всего, необходимо определить права и обязанности мигрантов. «С Мосгордумой я полностью согласен. По крайней мере, позиция законопроекта мне кажется недоработанной. Обеспечивать права трудовых мигрантов без какой-либо системы контроля за ними - это совершенно неразумно. Прежде всего, нужно определить статус мигрантов», - сказал он.
«В православном богослужении есть такие слова: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней". Земля наша нам дана Господом во временное пользование, и если недолжным образом с ней обращаться, то Господь вправе передать её кому-то другому», - подчеркнул священник. «Народы перемещались по земле всегда. И если мы видим пришествие других народов, то в первую очередь мы должны задуматься о том, что сами не должным образом управляемся с нашими землями», - пояснил он.
«Если мы все-таки хотим сохранить наше государство и нашу идентичность, то мы должны навести, прежде всего, порядок у себя и в своей жизни, а во-вторых, действительно нужно пересмотреть законопроекты, которые уже есть, они явно несовершенны», - подытожил отец Сергий.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает опасения столичного правительства небеспочвенными. «Я разделяю опасения московских властей, поскольку причины, в частности, распространения инфекционных заболеваний и криминализации общества, напрямую связаны с безответственностью человека перед другим человеком или обществом в целом. Однако немалое зависит и от взаимоотношений государства и человека в трудовом плане», - считает он.
Отец Иоанн напомнил, что «в советское время была некая идеология отношений власти к трудовому человеку, деятельность которого всячески поощрялась и популяризировалась. Сегодня же этого нет. Более того, в целом звучит очень мало объяснений, для чего и ради чего человек вообще должен трудиться. Поэтому, если государство хотя бы частично изменит свое отношение к трудовому человеку, начнет поощрять его и подчеркивать важность труда, многие проблемы с мигрантами отпадут сами с собой, поскольку страна не так уже будет нуждаться в иностранной рабочей силе».
«Пока Россия не переориентируется с добычи нефти и газа на реальное производство, пока у россиян не будет желания работать, то последствия использования более дешевой рабочей иностранной силы будут только усугублять ситуацию в стране. Главное - понять, что России важна внутренняя рабочая сила, которую надо привлекать, стимулируя выгодными условиями», - заключил отец Иоанн.