«Наказания должны быть в современных школах, но ни в коем случае не телесные»

Православные священники о предложении львовского мэра применять к нерадивым школьникам физические наказания

0
514
Время на чтение 6 минут
Порка розгамиПервый заместитель мэра Львова Олег Синютка разрешил учителям применять физические наказания. На совещании с директорами школ он призвал директоров школ активно привлекать к предпасхальной уборке учащихся, сообщает Regions.ru. При этом он отметил, что «детей нужно учить работать» и высказал мнение, что для принуждения детей к труду учителя могли бы применить и физическую силу. «Если какой-то ученик когда-то получит по заднице или линейкой по рукам - в этом нет ничего страшного. Еще никому не стало хуже от того, что ему дали по заднице», - сказал первый заместитель мэра Львова.

В связи с этими высказываниями корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: "Допустимы ли телесные наказания в школе (например, с согласия родителей)? Имеют ли право родители применять физические методы воздействия для воспитания собственных детей?"

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена считает, что наказывать ребенка имеют право родители, но не учителя. «В христианских Священных Писаниях говорится, что отец вправе разумно наказывать, в том числе и физически, своего сына. Однако когда поднимается вопрос о переносе этого права на любое воспитательное или учебное учреждение, то возникает нравственное определение коллизии: одно дело, когда отец воспитывает сына, и абсолютно другое, когда чужой человек», - сказал он. «Конечно, наказания должны быть в современных школах, но ни в коем случае не телесные. Действительно, есть дети, которые абсолютно бесконтрольны в своем поведении, что нарушает воспитательный процесс в целом», - пояснил священник.

«С учетом времени в системе воспитания произошли изменения, которые нельзя не учитывать. Так в частности, нельзя забывать ювенальную практику. И здесь, в плане воспитания, в этой связи, очень важно не перегнуть палку: наказание должно быть разумным и идти во благо подростку. Поскольку наказание - это воспитательный процесс, а не издевательство. Мне, кстати, и самому иногда приходится шлепать детей, когда все словесные аргументы исчерпаны, и только тогда у ребенка идет вразумление», - заключил отец Артемий.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает физические наказания в школе совершенно недопустимыми. «Ничего, кроме ответной жестокости они не спровоцируют. А физические наказания в отношении девочек вообще преступны, поскольку оказывают, может быть, самое страшное разрушающее воздействие на девичью психологию», - сказал он. «В отношениях родителей с детьми, безусловно, есть грань, переходить которую недопустимо. В основе этих отношений должно лежать понимание ребенка как личности, унижение которой в любой форме недопустимо», - сказал священник.

«Да, в воспитании подчас нужно проявить и строгость. Но чем мудрее будет эта строгость, тем меньше поводов прибегать к крайним формам ее проявления будет у родителей. А призывы в какой-либо форме культивировать телесные наказания только создают почву для нового витка жестокости и насилия в нашем обществе», - заключил он.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, считает аморальным телесные наказания школьников. «Посторонние с точки зрения родства люди, в том числе и учителя, не вправе прикасаться к ребенку. Подобный "педагогический подход" по действующему законодательству может обернуться тяжелейшими последствиями для самого наказывающего», - заявил он. «Думаю, что не многие из родителей позволят учителям применять в отношении своего чада физические методы наказания. Конечно, какие-то наказания могут быть оговорены между взрослыми, но только не насильственные действия или какие-то унизительные или оскорбительные методы. Так, например, за непослушание педагоги могли бы ставить ребенка в угол или отправлять его вскапывать грядочку в школьном огороде. Все же юность должна чувствовать над собой твердую воспитательную руку», - отметил отец Лука.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», также считает, что никто, кроме родителей, не вправе прикасаться к ребенку. «Этот вопрос часто задают, и ответ на него лежит в одном понятии - "здравая мера". К сожалению люди, которые негативно относятся к духовным ценностям, к семье, иногда неосознанно, а чаще даже осознанно эту "здравую меру" нарушают, для того чтобы затуманить наше сознание», - сказал он.

«Необходимо понимать, что иногда нужно наказывать детей физически, - например, для их же собственной безопасности. Если ребенок, скажем, полез пальцами в розетку, то тут обязательно нужно по надавать по рукам, чтобы запомнил, что так делать нельзя. Мне, - как, наверное, любому родителю, - так делать приходилось. А если, скажем, отец начнет бить своего ребенка палкой, то такого родителя нужно арестовать и отправить его в тюрьму», - подчеркнул отец Макарий.

«Но в школе должна править не семейная мораль, а законы - гражданские и, не дай Бог, уголовные. Если вдруг украинская власть сможет дать законные права школам в применении физических мер наказания, тогда мы не вправе им мешать. Государство само решает, как ему жить», - пояснил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак категорически против применения телесных наказаний в школе. «В современном мире и в современных условиях профессионализм педагога подразумевает владение иными методами воздействия на учеников. Что же касается родителей, то они, конечно, могут прибегать к тем воспитательным мерам, которые считают уместными в конкретной ситуации», - сказал он. «Другое дело, что телесные наказания часто не приносят желаемых результатов, а наоборот - дают обратный эффект. Физическое наказание не должно порождаться с враждебностью и озлобленностью по отношению к ребенку, это совершенно недопустимо», - подчеркнул священник. «В первую очередь воспитание должно совершаться в духе любви, что совсем не означает отсутствия строгости», - заключил он.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, призвал различать воспитание в школе и дома. «Применение физических методов воздействия в школе я считаю совершенно недопустимым. Другое дело - воспитание родительское. Мы встретим немало замечательных высказываний на эту тему в Св. Писании и святоотеческом наследии. Взять хотя бы премудрого Соломона или Иисуса сына Сирахова. Мы найдем у них прямые указания на применение телесных наказаний», - напомнил он.

«Но важно относиться к этим высказываниям в духе традиции, с глубоким рассуждением, учитывая обстоятельства, связанные с конкретной ситуацией и психологией современного ребенка. Подчас в семьях невоцерковленных, оторванных от духовной традиции, к сожалению, допускаются перегибы в воспитании», - сказал священник. «Наверное, все-таки лучше избегать применения физических наказаний. С другой стороны, мы знаем немало людей, считающих, что в их жизни подобные воспитательные меры оказались исключительно полезными. В этом деле многое, конечно, зависит от рассудительности и чуткости родителей», - заключил отец Андрей.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, заявил, что в школе физические наказания недопустимы в принципе. «Единственно допустимое поле их применения - это отношения отца и сына. В определенных случаях отец просто обязан применять именно их. Об этом мы читаем и у премудрого Соломона, который, кстати, указывает и на то, что, отнюдь, не для любого возраста телесные наказания полезны. Само собой разумеется, что применяться такие наказания должны без гнева и злобы», - сказал он. «Ни при каких обстоятельствах физические наказания недопустимы в отношении девочек. Это чисто мужская проблема», - добавил священник.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает бесспорным, что родители имеют право применять физические наказания в отношении собственных детей. «Это часть обычного, традиционного воспитания. Другое дело, что в современном мире настолько все изменилось, что традиционный уклад все чаще вступает в противоречие с новыми правовыми нормами, в частности с ювенальной юстицией», - сказал он. «Другое дело, что родители подчас не отличают наказания ребенка от проявлений собственной жестокости и проблем с психикой», - добавил священник.

«Что же касается школ, то применение там физических наказаний представляется мне крайне нежелательным. Я бы, например, не хотел, чтобы мои дети учились в подобной школе», - заключил он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41