«Есть, конечно, такие шедевры как "Троица" Андрея Рублева. По отношению к ним должны быть приняты обоснованные решения, где находиться той или иной иконе, в каких музеях, чтобы обеспечить ей надежную охрану. Надо думать о том, чтобы храм, в который возвращается древнерусское сокровище, мог надежно обеспечивать сохранность икон. Воровство в храмах, увы, не редкость, особенно в провинции», - добавил он.
«Церковная утварь, то есть богослужебные сосуды, используемые на Литургии, должны принадлежать Церкви безусловно. Когда кто-либо, кроме священнослужителя, берет их в руки, это уже кощунство», - подчеркнул пастырь.
«Я очень благодарен музеям за спасение многих святынь в советскую эпоху, но нужно стремиться, чтобы достояние Церкви вернулось к ней. Да, иконы являются общенародной собственностью, но почему государственная собственность приравнивается к народной, мне не совсем понятно», - заключил отец Александр.
«Музеям хватит тех ценностей, которые валяются у них в запасниках. А иконы должны находиться в храмах, поскольку люди должны молиться на них», - сказал в свою очередь игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище. «Еще в школе нам говорили, что якобы благодаря музеям сохраняются культурные ценности. И мы в это очень долго верили, пока не вскрылись вопиющие факты воровства экспонатов из того же Эрмитажа. Многие же предметы культурного наследия вообще находятся в запасниках, и никто их не видит. Поэтому в данном случае справедливо будет, если вещь, которая была украдена, вернут ее законному владельцу», - подчеркнул он.
«Все предостережения, что перевозка памятников и изменение условий их хранения угрожают их сохранности, абсолютно беспочвенны. Культурные ценности вполне достойно могут храниться и в храмах, тем более что церковные музеи при епархиях были всегда», - заключил он.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, считает, что православные культовые ценности по праву принадлежат Церкви. «Безусловно, секулярное сознание вполне может переоценивать значение культурных ценностей, давая им оценку выше, чем культовым. Такие мыслители совершенно не понимают, что корни культуры - в культе. Культовые ценности, безусловно, должны быть возвращены Церкви - именно потому, что они культовые. Ни у кого нет прав присваивать культовые ценности. Святыни должны находиться в святых местах», - отметил он.
«Если святыни будут находиться при Церкви, а не в музеях, то верующим людям будет проще к ним подступить, а ведь доступность святыни - это ее прямое назначение», - заключил отец Лука.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации предложил создать специальные церковно-музейные комиссии для решения таких проблем. «Очевидно, что имущество, которое было когда-то конфисковано у Церкви, по справедливости является церковным достоянием. В этом смысле вопрос о возвращении Церкви ценностей искусства - не столько материальный, сколько духовный, и, на мой взгляд, бесспорный. Разумеется, иконы принадлежат Церкви, и это вовсе не противоречит их статусу общенародного достояния. Противопоставлять Церковь и народ совершенно неправильно», - сказал он.
«К чести наших музейных работников надо сказать, что многие церковные произведения они спасли от уничтожения, сохранив церковное наследие. Беда лишь в том, что при этом изменилось само отношение к церковному наследию: церковное искусство стало рассматриваться только как эстетическая ценность. Но эти ценности имеют духовную составляющую, и они должны жить в обиходе церковном», - подчеркнул священник.
«Действительно, в храмах часто условия хранения икон не соответствуют требованиям, обеспечивающим их сохранность. Но есть очень удачный опыт хранения церковных ценностей в особых условиях - церковных музеях. И вот мне кажется, такой подход сейчас и нужно реализовать. Не следует думать, что все в Церкви - дремучие. У нас есть замечательные искусствоведы, - например, протоиерей Александр Салтыков. Вот таких людей необходимо привлечь к созданию этих самых церковно-музейных комиссий. Церковные древности, не должны быть просто предметом наблюдения, как это мы видим в музеях, они должны жить помогать людям», - подытожил отец Димитрий.