В связи с возникшей дискуссией мы решили разобраться, действительно ли вопрос смешанных браков приобрел особую актуальность в последнее время в России или его значимость преувеличивается СМИ. Мы обратились с этим вопросом к одному известному священнику, который на условиях конфиденциальности дал нам комментарий по этому вопросу. Кстати, это уже не первый случай, когда священники из опасения либерального террора не решаются касаться тех тем, которые могут быть интерпретированы «цепными псами либерал-модернизма» как нелояльность Священноначалию с возможными административными последствиями. Впрочем, в данном случае анонимность комментария не меняет ничего в сути проблемы.
Основываясь на собственном опыте, батюшка заявил, что эта проблема носит явно надуманный характер. И предложил богословский анализ вопроса. «Официальной позицией Церкви может являться только каноническая позиция, - отметил священник. - Если сторонники смешанных браков найдут каноническое обоснование, они могут предложить рассмотреть этот вопрос в Межсоборном присутствии. Но мне неизвестен ни один канон Церкви, который разрешал бы такие браки. Святой Федор Студит учил: «И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего... Не позволительно ни нашей Церкви, ни другой, делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам, потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелие, напрасны правила, и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено делать то, что угодно ему со своими, будет новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем».
«В послании апостола Павла берется к рассмотрению ситуация, когда люди из языческого мира начинали принимать Христианство. Например, рассматривается ситуация, когда оба супруга находились в язычестве, и когда один из супругов становился христианином, то возникал вопрос, может ли он продолжать жить с нехристианином, с тем, кто ещё остался в язычестве. Апостол Павел допускает такую возможность. В его послании сказано, что если верующая жена имеет неверующего мужа, и он согласен дальше с нею жить в браке, то она не должна его бросать. При этом апостол называет её женой, а его мужем. Казалось бы, что эта ситуация очень удалена от нас, но реально сейчас происходит то же самое, как это было в древние времена. Потому что в нашей стране сейчас люди выходят из состояния безбожия. Если по неведению они заключали браки, не считаясь с межрелигиозными границами, и сейчас перед ними стоит вопрос, как всё это правильно осмыслить, то здесь можно понять священников, которые говорят о том, что не надо разбивать семьи, которые уже состоялись. Именно в таком случае действует принцип, что неверующий муж освящается верующей православной женой и наоборот. Но когда сознательно православный человек хочет вступить в брак с неправославным человеком, то это является свидетельством того, что внутренний мир такого православного очень сомнителен. Потому что брак, который не основывается на духовной идентичности, больше носит акцент плотской привязанности друг к другу без учета религиозных аспектов, без которых созидать нормальную семейную жизнь просто невозможно», - считает батюшка.
«Очень важно учить молодых людей, - продолжил он, - чтобы они придерживались принципа, что надо выбирать невесту из своей религиозной церковной общины. Потому что когда в семье появятся дети, то возникнет вопрос, как их воспитывать. Если родители исповедуют разные религиозные традиции, то под такую семью будет заложена мина замедленного действия. К хорошим результатам это не приведет. Я работаю с инославными достаточно давно, осуществляю своё миссионерское служение, и я знаю, что если один из членов семьи православный, а другой инославный, то либо они все становятся православными, либо рано или поздно такой брак разваливается».
«Если к священнику приходит состоявшаяся семейная пара, которая состоит в смешенном браке, то священник не имеет права уговаривать православного супруга бросить неправославного супруга. Но если к священнику придет молодая девушка православного вероисповедания, которая скажет, что она любит юношу, предположим, мормона, и они хотят создать семью, то здесь задача священника показать, что единство семьи основывается, в том числе, и на духовных принципах. Если духовного согласия достигнуть невозможно, то это достаточно опасная ситуация. Особенно она опасна, когда православная женщина выходит замуж за неправославного мужчину, потому что женщина слабее мужчины, поэтому мужчина может переломить ситуацию в свою пользу. Если священник благословит православную девицу выйти замуж за неправославного человека, то он подставляет эту душу в очень опасную ситуацию, когда она может уйти из Православия в какой-нибудь кришнаизм, суннизм, буддизм, адвентизм или ещё куда-то», - предостерег пастырь.
По его убеждению, «проблема смешанных браков в России не стоит остро, она вообще не актуальна, потому что если говорить о инославии, то инославных не так много в России. После отделения Прибалтики и Западной Украины их процент резко снизился. Еще есть такая ситуация, что если человек принадлежит к какой-то секте, то сама секта никогда не разрешит ему связать себя браком с православным человеком. Смешанный брак в России - это достаточно редкая ситуация, поэтому не думаю, что стоит проводить её специальное широкое обсуждение. На фоне снижения интереса к религии в обществе, я не думаю, что проблема смешанных браков станет острее в сегодняшней России. Наша задача укреплять православные семьи. Наша задача заниматься своими людьми».