Патриарх Кирилл: "Если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: "Если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь"

25.01.2010


Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя …

Вчера, 24 января, в Неделю о мытаре и фарисее и попразднство Богоявления, накануне открытия XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru.

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью, посвященной Неделе о мытаре и фарисее. Его Святейшество напомнил, что Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту.

Напомнив причту о мытаре и фарисее, Патриарх Кирилл сказал: "Эта замечательная притча помогает нам понять, что есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. Богу безразлично, к каким политическим партиям мы относимся. Богу безразлично, насколько мы сами себя почитаем праведными, потому что Божий суд - это не человеческий суд и оценка Богом нашей жизни - это не наша собственная оценка. Внешнее благочестие фарисея, которого он скрупулезно придерживался, считая себя человеком, достойным Божиего снисхождения, оказалось ошибочным. Господь призрел на мытаря, человека несомненно более грешного, чем фарисей, неблагочестивого и, как уже было сказано, коррумпированного; к тому же работал он на чужеземных оккупантов, собирая дань со своего народа - ну куда уж хуже. Господь недаром избирает образ мытаря, ведь это притча, а не повествование о реальном факте. Господь избирает образ мытаря как пример падшего человека. Про такого мы сегодня сказали бы: великий грешник, а, может быть, даже преступник. Но во внутренней жизни этого падшего, греховного человека, который стал пред лицом Божиим в храме, произошло нечто, что возвысило его над благочестивыми и добрыми согражданами. От сознания своей греховности в его душе происходит переворот. Он проникается глубочайшим смирением, не будучи в состоянии глаза к небу поднять. И этот внутренний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от стоявшего рядом с ним "праведного", как фарисей сам себя называл".

"Неслучайно подготовительные недели к Великому посту начинаются с этого воскресенья, с чтения этой притчи. Мы должны понять, что является самим главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования. Многие считают, что вместе с ним приходит и культура, а, значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, - Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если эта динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души", - отметил Его Святейшество.

"Как все это не похоже на наши человеческие оценки! Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы бы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, человек безнравственный. Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко бы к нему не подошли, руки бы не протянули. А кто-то бы сказал: "Вот, еще и в храм пришел; храм не для таких". И, наверное, внутренне осудили бы человека, как в прошлом мы нередко осуждали малоцерковных людей, в том числе представителей власти, которые приходили в храм, не зная толком, как себя вести: неумело крестились, неправильно свечку брали. Ох, как все подмечал зоркий взгляд: тут же осуждали, выносили свой строгий суд. Никто не знает, никому не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, это заповедь "не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя". И вторая заповедь: "двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою внутреннюю жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное падение не губит в душе твоей надежду на милосердие Божие"", - сказал Предстоятель.

Отметив, что в храме собрались те, кто собрался в Москве для участия в Рождественских чтениях; "те, кто принимает на себя особую ответственность перед Богом, перед народом, перед Церковью", Патриарх Кирилл сказал: "Вряд ли результатом наших общих трудов станет немедленное достижение всеми, к кому обращено наше слово, высот святости. Не все проникнутся нравственными ценностями Православия. Не все овладеют отечественной культурой. Но задача наша заключается в том, чтобы народ пошел не по пути фарисея, а по пути мытаря. И если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь, сохраним народ наш, укрепим Церковь нашу. Но для того, чтобы было так, каждый из нас, кто дерзает учить других, должен пройти этим путем самоуничижения, мужественного суда над собой, трезвой оценки своего духовного и нравственного состояния, дабы, подобно евангельскому мытарю, сказать дивные слова: "Боже, милостив буди мне, грешному". И верим, что эти слова, ставшие делами, способны преобразовать жизнь нашу по закону Божиему. Аминь".

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл поздравил участников богослужения с воскресным днем. "Радуюсь возможности вместе со всеми вами совершить Божественную литургию в преддверии открытия Рождественских чтений - важного церковно-общественного форума, на котором мы будем обсуждать проблемы связанные с образованием, воспитанием детей и молодежи, а также говорить о культуре, о разных и очень важных сторонах нашей церковной и церковно-общественной жизни, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. - Рождественские чтения вошли в нашу действительность как важный фактор консолидации церковной общественности, как интеллектуально и духовно насыщенный гражданский форум, на котором обсуждаются вопросы, имеющие судьбоносное значение для жизни страны и Церкви".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме