Игумен Серапион (Митько): Отношение людей к святой воде находится между полуязыческим поклонением и отсутствием всякой веры 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумен Серапион (Митько): Отношение людей к святой воде находится между полуязыческим поклонением и отсутствием всякой веры

25.01.2010


Известный пастырь об отравлениях святой водой в Иркутске …

"В связи с ситуацией в Иркутской области возникает вопрос, который имеет несколько сторон. С одной стороны, при выборе воды для освящения нужно руководствоваться знанием о качестве этой воды. Например, храм, в котором я служу, находится у кладбища. Вода в единственном колодце, который есть у нашего храма, непригодна для питья. Поэтому мы никогда не используем воду из этого колодца. Но другого колодца у нас нет, поэтому мы привозим воду из скважин, которые располагаются в соседних селах. С этим у нас возникает масса трудностей. Однажды нам пришлось закупить много воды в магазине, мы ее освятили, вылив в соответствующий резервуар. Поэтому при освящении воды нужно выяснить, подходит вода для питья или не подходит. Возможно, в случае в Иркутской области имела место неосмотрительность тех людей, которые отвечали за подготовку воды к освящению, но, с другой стороны, мы видим совершенно иную ситуацию. Церковь всегда освящала воду, начиная с древних времен, и эта вода была чистой. И не Церковь несет ответственность за то, что воды, которые сейчас доступны, являются зараженными и загрязненными. Рядом с Иркутской епархией, где произошел обсуждаемый нами случай, располагается озеро Байкал, который подвергается страшному загрязнению предприятиями, находящимися на его берегах, - и это тоже не проблема Церкви", - заявил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, доктор богословия, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько) в связи с сообщениями СМИ об отравлении святой водой около сотни жителей Иркутской области.

В Иркутской области после праздника Крещения Господня от отравления водой, взятой из иордани, пострадали 102 человека, сообщает Newsru.com. МЧС Иркутской области не выдавало руководству Иркутской епархии разрешения на открытие иордани около храма Михаила Архангела, сообщил сегодня РИА "Новости" представитель регионального МЧС. "Созданием иордани занимается Церковь, которая согласует ее место с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС. Последняя не выдавала разрешений на прорубь около храма Михаила Архангела", - сказал он.

Первоначально, по данным Иркутского территориального управления Роспотребнадзора, за медицинской помощью в минувшую пятницу обратилось около 40 человек. Большинство из них госпитализированы в инфекционную больницу. Все заболевшие в церковный праздник Крещения Господня брали воду из двух подземных источников Михайло-Архангельского храма и из иордани, прорубленной в рядом находящемся болотно-озерном комплексе. В понедельник количество пострадавших увеличилось до 102 человек. У больных отмечается диарея, рвота, головная боль, повышение температуры до 38 градусов - типичные признаки желудочно-кишечной инфекции. Госпитализированы 62 человека, из них 33 ребенка. 40 человек получают помощь амбулаторно. Зафиксировано пять семейных очагов заражения, сообщила сегодня мэрия.

Исполняющий обязанности руководителя Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин, как сообщает информационное агентство "АМИТЕЛ", заявил, что "были отобраны пробы во всех местах, где бралась вода. По предварительным данным, химический анализ показал превышение содержания хлоридов и азотной группы в 2 раза, что косвенно показывает фекальное загрязнение воды". Руководитель отдела по связи с общественностью Иркутской епархии игумен Максимилиан пока недоступен для комментариев. Следственное управление СКП по Иркутской области сейчас проводит проверку по факту массового отравления людей.

Глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский выразил сомнение относительно массового отравления людей в Иркутске, которые попали в больницу, взяв в Крещение воду из двух подземных источников Михайло-Архангельского храма и иордани. "Не верю", - заявил он РИА "Новости", добавив, что все еще нужно проверять.

"Мир, в котором мы живем, изменяется в худшую сторону, - отметил в своем комментарии игумен Серапион (Митько). - И одним из аспектов этого изменения являются те экологические проблемы, которые возникают по вине людей, далеко не церковных. Но в последствиях обвиняют все равно Церковь. Вполне возможно, что в этом иркутском приходе не было другой возможности освятить воду, кроме той, которую они использовали. Контролирующие органы очень жестко подходят к решению такого рода вопросов, поэтому, не исключено, что если бы люди, ответственные за освящение воды, обратились в органы санэпидемнадзора, они вообще получили бы запрет на освящение воды. Такая же ситуация была в XIX веке в Центральной России, где во время эпидемии холеры власть запретила освящать сырую воду, разрешив освящать только кипяченую. Но один из архиереев ослушался приказа власти и освятил сырую воду, - в итоге не было ни одного заболевшего".

"Вторая сторона рассматриваемого нами вопроса - это отношение людей к святой воде. Это отношение находится где-то посередине между полуязыческим поклонением и отсутствием всякой веры. С одной стороны, люди, приходящие в храм, охотнее берут святую воду, нежели подходят к Святой Чаше. На святую воду многие люди переносят то благоговение, которое должно воздавать Телу и Крови Христовой. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда человек не причащается, не исповедуется, не живет церковной жизнью, но при этом верит, что святая вода является универсальным средством излечения от всех физических и метафизических проблем. При этом эти люди могут не верить в Бога", - отмечает доктор богословия.

"Праздник Крещения - радостный праздник, - продолжил он, - который омрачается тем, что в храмы приходит огромное количество людей, желающие получить святую воду, но совершенно не готовых вести себя в храме по-христиански. Несколько лет назад я шел по Ярославлю и увидел возле одного из храмов не очень большую очередь за святой водой. Стоящая в конце очереди женщина с большим раздражением обратилась ко мне с вопросом: "Почему у вас здесь очереди?" В обычные дни храмы нередко пустуют, но в этот день люди приходят в храм и выражают свое возмущение по поводу того, что в храмах слишком много народа. Если бы они приходили в храм каждое воскресенье, то храмы и в обычные дни были бы переполнены, тогда они построили бы новые храмы, тогда всем хватило бы святой воды. При таком неблагоговейном отношении к святыне невозможно задавать вопрос о том, может ли святая вода быть действенной".

"В этом году ко мне в храм пришла женщина, которая стала выяснять качество освященной воды. Она стала спрашивать, из какой артезианской скважины была взята вода, не брали ли мы воду из той скважины, в которой, по ее мнению, содержится слишком много железа. Она пришла в храм не с чувством смирения, не с чувством благодарения Богу за получаемую великую святыню, а с претензиями к Церкви. Когда ей объяснили, что вода нормальная, она заявила: "Все равно я ее через фильтр пропускаю". Это крайне неблагоговейное и кощунственное отношение к святыне. Но в этот день священники просто не могут ограничить поток людей, относящихся к святой воде по-язычески. Если священники могут не допустить или допустить к Причастию человека в зависимости от его веры и его нравственного состояния, то не допустить людей взять святую воду мы не можем. Поэтому люди с недолжным отношением к Церкви приходят в храм, берут святую воду и соответственно получают те последствия, которые они заслуживают. Некоторые полагают, что святая вода не может нести в себе инфекцию или какие-то вредные вещества. Если человек принимает святыню с верой, то благодать Божия предотвращает любое негативное воздействие тех вредных веществ, которые в силу тяжелой экологической ситуации могут в святой воде находиться, но если человек подходит к святой воде без веры, без благоговения, то происходит обратный процесс. Известно, что если к воде прикасаться в нечистоте, хранить ее неблагоговейно, совершать рядом со святой водой плохие поступки, то святая вода может испортиться, хотя в других случаях она может храниться годами. Поэтому проблема не в качестве воды, которая берется для освящения священником, а в качестве нравственного состояния человеческих душ, в безверии нашего общества и в том, что за любые нестроения в нашей жизни, в том числе за сложную экологическую ситуацию, люди возлагают вину на Церковь, которая сама страдает от последствий того безбожного обращения с природой, которое имеет место в наши дни", - заключил игумен Серапион (Митько).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме