По людскому выбору и по Божьей воле 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

По людскому выбору и по Божьей воле

20.01.2010


22 января должен быть явлен новый Патриарх Сербской Православной Церкви …

От того, кто взойдет на патриарший трон, будет зависеть то, "в какой мере будет умалено разделение как между священнослужителями, так и в среде церковного народа", - заявил в интервью официальной газете "Политика" профессор Миодраг Петрович.

Несмотря на заявления отдельных официальных лиц Сербской Церкви о том, что никакого разделения не существует, и между епископами властвует дух любви и единомыслия, в реальности все не так. Заявление о том, что новый Патриарх "будет человеком нового времени", говорит о многом. Говорит и о существовании среди архиереев различных "жизненных позиций".

Разделения между членами Церкви наблюдались на протяжении всей Ее истории и во многом были полезными. В этом нас убеждают слова апостола Павла: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19). Но есть такие вещи, разномыслия по поводу которых называют уже другим словом...

15 января в Банатской епархии по благословению правящего архиерея, епископа Никанора, состоялись общественные слушания по вопросу предстоящих выборов Предстоятеля Сербской Церкви. На встрече владыке Никанору было вручено обращение Архиерейскому Собору СПЦ, подписанное тремя тысячами человек.

Вот основные тезисы этого документа:
"После блаженной кончины Патриарха Павла, о котором - как об истинном слуге Божьем - наш народ не перестает скорбеть, уповаем на то, что св. Архиерейский Собор СПЦ проявит непоколебимую верность православной вере, оставит Всемирный Совет Церквей, а контакты с инославными сведет к разумной мере, и подпись из Равеннского документа будет отозвана - в связи с невозможностью нами разделять идею о "примате папы" в "объединенной церкви". В этом вопросе необходимо придерживаться той позиции, которую занимают Русская и Болгарская Православные Церкви.
Возобновление преподавания на Богословском факультете СПЦ Догматики прп. Иустина Челийского;
Переработка учебных пособий по Закону Божию, в связи с неудовлетворительным качеством используемых ныне;
Недопущение искажений Литургии;
Сохранение Церкви от всех видов секуляризма, допущение сотрудничества с обезбоженным государством лишь в том случае, если от Церкви не будут потребованы компромиссы по вопросам вероучения и норм морали..."

Напоминаем, что согласно Уставу СПЦ от 1967 года выборы Предстоятеля Церкви проводятся через девяносто дней после освобождения патриаршего трона по схеме "выборы трёх кандидатов + Божья воля". Вначале происходит голосование, а затем из трех епископов, которые набрали наибольшее число голосов, выбирается жребием тот, кому суждено стать Патриархом.

В интервью информационному агентству "Бета" епископ Нишский Ириней подтвердил, что и на этот раз никаких изменений в процедуре выборов не будет (в светских СМИ ходили слухи, что владыка Ириней предлагал перенести выборы Патриарха на послесоборное время, т.е. на май): "Патриарха избирают только епископы и викарии. Те епископы, которые не имеют епархии, но являются помощниками правящих архиереев, имеют право голоса, но не могут быть кандидатами".

Согласно оценке наших сербских корреспондентов в настоящее время расклад внутри епископата примерно такой:


1. Модернистски настроенные владыки: епископ Бачский Ириней (Булович), епископ Браничевский Игнатий (Мидич), епископ Герцеговинский Григорий, а также епископ на покое Афанасий (Евтич).
2. Им противостоят владыки, настроенные консервативно: епископ Банатский Никанор и епископ Рашко-Призренский Артемий.
3. Среднюю линию - которая заключается в том, чтобы поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но, при этом неукоснительно соблюдать "грань возможного компромисса" - занимает митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Сходный образ мысли и действия исповедует и епископ Нишский Ириней.
4. "Боснийское лобби", которое представлено епископами Ефремом Баня-Лукским и Василием Зворничко-Тузланским, по мнению наших сербских корреспондентов, поддержит либо митрополита Амфилохия, либо епископа Иринея Нишского.

Несмотря на то, что политическое лавирование митрополита Амфилохия вызывает определенные нарекания в среде сербских консерваторов, этот владыка очень уважаем в среде простых сербов. Дело в том, что митрополит Амфилохий не оставляет своей заботы о тысячах обездоленных беженцев из Косова и Метохии, а также в самой Черногории поддерживает именно просербские настроения в противовес сепаратистским.

Впрочем, некоторые модернистски настроенные черногорские клирики - например, протоиерей Велибор Джомич - своей активностью порой оказывают митрополиту "медвежью услугу", но "оранжевые" в Церкви - это особая тема...

Помимо о. Велибора, другой заметной фигурой среди сербских модернистов является профессор Белградского Богословского факультета Радован Бигович. Профессор Бигович получил известность благодаря ряду заявлений и поступков, которые ярко характеризуют его политические и богословско-мировоззренческие взгляды. Так в конце 90-х он публично высказывался о том, будто никакой опасности потерять Косово не существует, мол, Западу это не нужно, а весь шум - это просто очередной пропагандистский трюк Слободана Милошевича. Именно г-н Бигович, в бытность свою ректором кузницы богословских кадров Сербской Церкви, удалил из учебной программы Догматику о.Иустина Поповича, заменив ее курсом, составленным по наработкам известного экумениста митрополита Пергамского (Константинопольский Патриархат) Иоанна Зизиуласа. Многие семинаристы тогда бросили обучение; епископы Артемий и Никанор не благословляют студентов учиться там.

Несмотря на то, что в процедуру выборов заложено упование на волю Божью, - и об этом постоянно напоминают даже светские СМИ, - существует опасность того, что Всевышнему придется выбирать "между экуменистом и обновленцем". Т.е. все три епископа, которые наберут большее число голосов, будут принадлежать к "реформаторам".

Имея в виду такой сценарий, профессор Миодраг Петрович предложил церковному народу вариант "Анаксиос: "У верующих и у правоверных епископов остается еще право воскликнуть "Анаксиос - недостоин!". И об этом праве мы не вправе забывать, считает профессор.
Павел Тихомиров, специально для "Русской линии"




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме