itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Рождение Христа - это рождение наших душ"

Православные священнослужители о праздновании Святок

0
141
Время на чтение 4 минуты


От Рождества (7 января н. ст.) до Крещения (19 января н. ст.) - время святок. По церковным уставам это время "сплошное" - т.е. в эти две недели все дни скоромные: православные дают себе волю после Рождественского поста. "Празднуете ли вы Святки? Как относитесь к святочным традициям? Какие из них следовало бы поддержать и восстановить?" - с такими вопросами обратился корреспондент портала Regions.Ru к священнослужителям и экспертам.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко подчеркнул, что рождественские праздники - это прекрасный предлог для того, чтобы помочь больным, обездоленным, людям одиноким, - всем людям, не охваченным заботой. "Иногда эти одинокие люди - это наши родственники, которых мы забросили и забыли", - добавил он. "А безо всех этих гуляний и катаний на тройках, безо всей этой псевдокорневой культуры можно совершенно спокойно обойтись. Для христианина, безусловно, более важным будет посещение больных и неимущих, тех, кто нуждается в поддержке, а не веселье и гуляния", - сказал священник. "Мы должны помнить, что помогать бедным, больным и находящимся в узах и есть настоящая христианская традиция, в которой проявляется наше подлинное отношение к Христу, рожденному в Вифлееме", - заключил он.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, к большинству святочных традиций относится с юмором. "Катание на тройках, конечно, - очень утешительно. При повсеместном распространении этой традиции, глядишь, и отечественное животноводство поднимется", - пошутил он. "Но мне все-таки ближе старый добрый обычай колядования, когда люди искренне делятся друг с другом рождественской радостью. И в эти дни мы должны вспомнить в первую очередь о тех, кому этой радости и утешения действительно не хватает - о тех, кому холодно и одиноко", - сказал священник. "Слава Богу, традиция посещения и угощения людей старых, больных и одиноких возрождается. Все больше прихожан и добрых христианских семей принимают участие в этом благом деле. Дай Бог, чтобы этого светлого рождественского христианского тепла в нашей жизни становилось как можно больше!" - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что посещение тюрем и больниц на Святки - дело очень благородное, и эту традицию нужно возрождать. "Другое дело, что в прежние времена посетить тюрьму, например, было гораздо проще, чем сейчас. Тогда и нравы были другие, не было и современных технических проблем. Но возрождение в полной мере этой замечательной традиции можно было бы только приветствовать", - сказал он. "О катании на тройках в условиях современного большого города, наверное, приходится только мечтать. Что же касается гаданий, то это, конечно, негативное явление языческого происхождения, искажающее православие, и возрождение этой традиции - совершенно недопустимо. Об этом и говорить не стоит", - добавил священник. "Важно, чтобы люди проводили Святки одухотворенно, со смыслом и помогали бы друг другу", - заключил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак согласился, что и во время Святок, и на Масленицу мы видим переплетение христианских традиций с языческими. "Это вполне естественно, поскольку воспринятое Русью христианство стремилось облагородить народные традиции и обычаи, которые сложились ранее. Некоторые из этих народных и национальных традиций плавно перекочевали и в христианскую жизнь. И Церковь никогда не выступала однозначно против этих традиций, если, разумеется, в них определенно не присутствовали элементы языческих культов", - сказал он. "Но важно, что помимо праздничного веселья, которое отражалось и во внешних проявлениях жизни, существовала и добрая традиция помощи ближним, посещения обездоленных, больных и немощных. И возрождение именно этой традиции в наше время становится особенно актуальным. И она действительно возрождается. Это нужно всячески приветствовать, поддерживать и пропагандировать", - заключил он.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, подчеркнул, что гадания в святочные дни - дело неблагодатное. "У нас, когда бытовало колядование на Руси, ряженные ходили по домам, так вот кто учувствовал в этом, всегда считались грешными, так как гадание и прочие вещи - это дело не благодатное. Поэтому все кто занимались колдовством в эти дни, ходили купаться в прорубь, чтобы отчиститься от грехов", - сказал отец Георгий. "Православный народ в это время ходит в церкви, организует праздники. Была, действительно, и традиция ездить в святочные дни в тюрьмы, но сейчас это не всем доступно. Но в тюремных церквях в эти дни действительно проходят праздники", - пояснил он.

Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, призвал всех совершать больше добра. "Мы должны стремиться, чтобы души людей были направлены ввысь, к высоким поступкам. Все святые дни - это дни когда мы не просто развлекаемся, а когда мы все свои силы направляем вверх. Поэтому нужно делиться вниманием, добротой и радостью в эти дни", - сказал он. "Церковь призывает нас в эти дни держать высоко душу, чтобы дух наш наполнялся чистыми и добрыми мыслями. Есть слова Иоанна Богослова: "Господь создал всех людей по образу и своему и ввел их в рай сладостей, чтобы зародить в них мысли божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные". Вот такие мысли должны всегда быть в наших душах, это и есть смысл человеческого существования", - подчеркнул священник. "Но в любом празднике для меня лично важнее всего - когда люди собираются в храме. Мы, священники, всегда удивляемся, что же приводит столь много людей во храмы", - добавил он. "Рождение Христа - это рождение наших душ. Это самое высокое и важное в нашей жизни", - подытожил отец Александр.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии