Глава международного департамента Совета муфтиев России Р.Аббясов развил таким образом ранее высказанные предложения муфтия Равиля Гайнутдина и мэра Москвы Юрия Лужкова построить новые мечети в каждом московском округе.
Выступая в ходе дебатов в рамках программы "Своя правда" на радиостанции "Русская служба новостей", Р.Аббясов отметил, что мусульмане Москвы, которых, по его данным, насчитывается два миллиона, испытывают большие проблемы с помещениями, поэтому им требуются новые мечети в большом количестве.
Со своей стороны оппонировавший Р.Аббясову исламовед Роман Силантьев выразил сомнение в том, что Совет муфтиев, который за время своего существования не построил в Москве ни одной мечети и торпедировал немало проектов по их строительству, имеет право выступать "с такими амбициозными проектами".
Он напомнил позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, призвавшего при строительстве неправославных храмов деликатно относиться к чувствам православного большинства и учитывать мнение последнего. При этом Р.Силантьев предположил, что православное большинство будет радо только мечетям "по-настоящему дружественных им мусульман".
"К сожалению, Совет муфтиев России имеет среди православных совсем недобрую славу. Его лидеры постоянно оскорбляют чувства русских и православных людей, их книги и листовки регулярно пополняют список экстремистской литературы, а подчиненные им мечети и медресе слишком часто становятся рассадниками экстремизма", - заявил исламовед.
Он напомнил о том, что в 2003 году за поддержкой в строительстве мечети на мусульманском кладбище Москвы к Патриарху Алексию II обращались мусульмане Северного Кавказа, которые получили от предстоятеля положительный ответ, а годом позже с аналогичной просьбой к патриарху обратился верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, "однако оба этих проекта не были реализованы из-за резко отрицательной позиции московского муфтия".
"Думаю, православные не имели бы ничего против возведения в Москве мечетей их давними и верными друзьями - Талгатом Таджуддином или Аллахшукюром Паша-заде (главой Управления мусульман Кавказа - "ИФ"), а также мусульманами Северного Кавказа, чьи имамы и муфтии ежемесячно гибнут в борьбе с ваххабитами. А вот насчет мечетей Совета муфтиев у меня такой уверенности нет", - отметил Р.Силантьев.
По итогам состоявшегося после дебатов телефонного голосования с позицией Р.Силантьева солидаризировался 91% позвонивших, а с позицией Р.Аббясова - 9%.
"В ситуации, когда до сих пор не решен вопрос о возведении православных храмов в каждом районе Москвы, не говоря уже о микрорайонах, заявления о строительстве мечетей в каждом районе столицы несвоевременны, - заметил, развивая эту тему, Александр Люлька. - Понятно, что православных в Москве значительно больше, чем мусульман, поэтому, в первую очередь, нужно решать вопрос, касающийся церквей, а не мечетей".
"Кроме того, - добавил эксперт, - мусульманам для того, чтобы молиться и совершать религиозные обряды, не требуется храма. Мечеть - это не храм, а молитвенный дом, также как и синагога. Отождествлять ее с православным храмом просто некорректно. В христианском храме, как известно, совершается бескровная жертва. Для православных, католиков и традиционных протестантов храм очень важен и нужен именно по религиозным убеждениям. А для мусульман необходимо лишь некое место, где они могли бы собраться и, постелив коврик, помолиться, развернувшись в сторону востока. Если для православных наличие храма весьма существенно, то для мусульман нет такой необходимости. Так что постановка этого вопроса представляется мне провокационной".
Что же касается заявления Аббясова о двух миллионах мусульман, проживающих в российской столице, то, заметил А.Люлька, "надо еще посмотреть, сколько из них официально в Москве зарегистрировано". "Не исключено, что многие из них находятся в столице нелегально, не зарегистрированы и живут в нечеловеческих условиях. Может быть тогда, действительно, и можно насчитать два миллиона мусульман. Хотя, не понятно, откуда взята эта цифра? Не думаю, что сам муфтий их посчитал. А чтобы называть такие цифры, нужно на что-то опираться. В противном случае, эти цифры могут восприниматься как спекуляция, потому что среди москвичей с восточными корнями немало людей, которые может и считаются мусульманами, но такими на деле не являются. Представители мусульманских народов, попадая в христианскую среду, часто крестятся и перестают быть мусульманами, а их все равно по инерции продолжают считать мусульманами", - заключил Александр Люлька.