Роспись храма сделана в 1997 году. Ее сюжет спорен, так как подводит всех приверженцев какой-либо идеологии под один знаменатель, отмечает издание. Но, как утверждает игумен монастыря Мельхиседек (Унгуряну), изображение Страшного Суда есть призыв к покаянию.
Кроме споров о своем сюжете, фреска вызывает и возражения иного характера. Будучи памятником культурно-исторического значения, храм с 600-летней историей находится под защитой государства. В нем не дозволяются никакие нововведения, в том числе и появление новой росписи снаружи или внутри. Тем не менее, художник осуществил свою идею, и его фрески сохраняются по сей день.
Архиепископ города Альба-Юлия Андрей (Андрейкуц) заявил, что новая роспись может быть ликвидирована, но только после консультаций со специалистами в этой области. "Изображение представителей нацизма и коммунизма среди врагов Христа не противоречит древней традиции", - уверяет иерарх Румынской Православной Церкви. Подобные сцены встречаются в росписи церквей северной Молдавии. В храмах этого района сцены Страшного Суда содержат изображения турок и язычников. Точно таким же образом в росписи храма в Лупше Сталин и Гитлер являются представителями зла и помещены в аду, считает иерарх.
Специалисты по иконографии согласны с тем, что подобные решения живописцев имели место и в минувшие столетия. В сцены Страшного Суда включали врагов, например, турок и мадьяр. На старинных иконах из села Лаз близ Валея Сабешулуй можно увидеть солдат, одетых в венгерские мундиры. Издание полагает, что и идея Николае Савы возникла под влиянием подобных образов и что именно эти старые изображения побудили его включить турок, нацистов и коммунистов в общий ряд отвергнутых Богом грешников.
Монастырь, где все еще можно увидеть эти фрески, находится в горах Апусени в округе Альба. Церковь построена в 1421 году и является древнейшим храмом этого рода в районе Трансильвании.
Напомним, что ранее из-за схожей проблемы, страсти накалились в греческом городе Аксиуполе, где на одной из неоконченных фресок в храме Пресвятой Богородицы появилось изображение Ленина, стригущего бороду Святителю Луке (Войно-Ясенецкому), что символизирует, по замыслу иконописца, преследования Церкви со стороны большевиков.