"Россия и Русский мир: социальные перспективы в условиях модернизации"

В Москве состоялись Седьмые Панаринские чтения

Новости Москвы 
0
158
Время на чтение 11 минут

В четверг, 24 декабря, в Москве, в Паломническом центре Московского Патриархата состоялись Седьмые Панаринские чтения, тема которых была обозначена так: "Россия и русский мир: социальные перспективы в условиях модернизации", сообщает наш корреспондент. Организаторами Панаринских чтений выступили: Паломнический центр Московского Патриархата, Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Ассамблея ректоров славянских университетов, Координационный совет по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации РФ, Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Государственная академия славянской культуры.

Открыл чтения и вел их друг выдающегося русского мыслителя А.С.Панарина, профессор Философского факультета МГУ Валерий Расторгуев. Первым он предоставил слово выдающемуся русскому ученому, академику РАН, председателю Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия Евгению Челышеву, который предложил присутствующим доклад на тему: "Цивилизационный путь России: концепция А.С.Панарина и перспективные исследовательские проекты". Евгений Челышев вспомнил о Панарине и отметил, что он был не одинок. Докладчик назвал имена других выдающихся русских ученых, которые уже отошли в мир иной и которые также разрабатывали цивилизациионную концепцию развития. Это такие выдающиеся мыслители, как Вадим Кожинов, Дмитрий Львов, Борис Ерасов.

Выступившая следом советник Председателя Совета Федерации Наталья Малышева свой доклад посвятила теме "Социальная доктрина России" и зачитала обращение к участникам чтений от Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Но, прежде всего, она зачитала приветственный адрес от Председателя Совета Федерации Сергея Миронова Валерию Расторгуеву, который незадолго до этого преподнес Миронову свою книгу "Философия и методология политического планирования". Миронов в своем приветствии отметил важность этого труда и поблагодарил Расторгуева за его деятельность по осмыслению стратегических методологических проблем российской политики.

В.С.ГлаголевС основательным докладом на чтениях на тему "Ценностные вызовы Русскому миру в условиях модернизации" выступил д.ф.н., профессор кафедры философии МГИМО Владимир Глаголев. На его взгляд, в современных условиях Россия сталкивается с тремя группами вызовов. Это, прежде всего, вызов дальневосточный, во вторых, кланово-националистический и, в третьих, это вызов славянско-центробежный. Говоря о дальневосточном вызове, Глаголев, прежде всего, отметил активно-экспансионистскую политику соседнего Китая, заметив, что весьма вероятно китайцы могут в скором времени объединиться в вопросах освоения так называемых "северных территорий", то есть Дальнего Востока России с японцами. Говоря о кланово-националистическом вызове, он заметил, что клановость современного российского общества ведет к снижению уровня российского образования, которое приспосабливается к уровню детей из бывших южных советских республик. Говоря о славянско-центробежном вызове, Глаголев, прежде всего, обратился к политике Украины, которая как раз и олицетворяет этот вызов. Глаголев подчеркнул, что задачами в политике в сегодняшних условиях является защита национальных богатств России, укрепление статуса русского мира, который обеспечивает ценностное единство общества и укрепление контактов с представителями интеллигенции стран славянской цивилизации, которые позитивно настроены по отношению к России.

А.Д.СтепановЗатем слово для выступления было предоставлено главному редактору информационного агентства "Русская линия" Анатолию Степанову, который рассказал о проектах РЛ, посвященных теме гражданской войны. Предоставляя слово Степанову, Расторгуев сказал много добрых слов в отношении "Русской линии", отметив, что на сегодняшний момент РЛ является одним из наиболее востребованных информационных ресурсов.

В своем выступлении Степанов отметил, что в центре интересов "Русской линии" оказывается тема гражданской войны, поскольку она является важнейшим событием истории России минувшего ХХ века. С гражданской войной в обществе сегодня нет никакой ясности. В отношении гражданской войны власть занимает позицию страуса и предпочитает вообще не вспоминать об этой теме. Между тем, нет согласия даже по элементарным вопросам - когда началась гражданская война и когда она закончилась, и, главное, преодолены ли сегодня ее последствия? На гражданскую войну до сих пор существуют диаметрально-противоположные точки зрения - "красная" и "белая". Согласно "красной" точке зрения, гражданская война началась с убийства Урицкого и покушения на Ленина. Предыдущая история представляется в рамках этой концепции естественным процессом развития. Согласно "белой" точке зрения, гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда большевики незаконно захватили власть у Временного правительства. Согласно "красной" концепции, гражданская война закончилась в 1920 году. А остаточные явления были преодолены в 1922 году, хотя классовая борьба продолжалась. Отсюда оправдание репрессий 1920-1930 годов. Согласно "белой" точке зрения, гражданская война продолжалась все десятилетия нахождения коммунистов у власти. Великая Отечественная война рассматривается как естественное продолжение гражданской. Отсюда оправдание власовства и иных форм коллаборационизма во время Великой Отечественной войны. Гражданская война, согласно этой точке зрения, закончилась с падения СССР. Отсюда весьма позитивная оценка деятельности Ельцина и других так называемых реформаторов.

Неудовлетворенность этими точками зрения, опасения по поводу героизации гражданской войны, с одной стороны, и неудовлетворенность полным отрицанием советской эпохи как провала в истории, с другой, стали мотивами для того, чтобы заняться подготовкой фотоальбома, которым в течение последнего времени занимается "Русская линия". Концепция фотоальбома в общих чертах, как заметил Степанов, сводится к нескольким принципиальным положениям. Во-первых, гражданская война - это трагедия России, трагедия русского народа, трагедия разделения, когда пошел брат на брата, сын на отца. Реальных примеров такого разделения не счесть. Поэтому, весьма символично, что Патриарх не благословил Белое движение, хотя есть попытки представить таким благословением передачу иконы Колчаку, что не убедительно. Начало гражданской войны, по справедливости, стоит отнести к февралю 1917 году, когда произошло отречение русского народа от Царя. А окончание горячей фазы войны к 1922 году, что не снимает вопроса о рецидивах гражданской войны. И в этом смысле весьма показателен второй проект "Русской линии" - это подготовка сборника статей и организация широкой дискуссии о генерале Власове. Дискуссия о генерале Власове, как отметил Степанов, показала, что рецидивы гражданской войны до сих пор не преодолены, и это является серьезным вызовом для единства русского общества. Более того, по мнению докладчика, после развала СССР разделение русского народа не только не было преодолено, но еще больше углубилось, поскольку русский народ был разделен государственными границами, и на территории бывшего единого государства образовалось три государства, населенных русским народом - Российская Федерация, Украина и Белоруссия. Отсюда третий проект "Русской линии", к которому мы постоянно обращаемся, - это обсуждение интеграционных проектов, идеи русской цивилизации.

А.А.БондаревС докладом, который перекликался с выступлением Степанова и во многом полемизировал с ним, выступил главный редактор журнала "Трибуна русской мысли" Александр Бондарев. Тема его доклада звучала так: "Русский мир или Гражданская война?" Александр Бондарев представил участникам чтений последний номер журнала "Трибуна русской мысли", который был посвящен этой проблеме. Доклад Бондарева представлял собой краткий тезисный пересказ его вступительной статьи к его журналу и публиковался уже на "Русской линии".

Также на чтениях выступил известный русский философ, первый проектор Государственной академии славянской культуры (ГАСК) профессор Михаил Громов. Тема его выступления была обозначена как "Историческая ретроспектива и социальная перспектива". Громов отметил, что мы жалеем ту Россию, которую потеряли, но вернуться в прошлое невозможно. Необходим процесс большой реставрации для сохранения идентичности русского народа, иначе мы растворимся в глобализирующемся мире. Но мы должны осознать смысл происходящих событий, поэтому дополнительно к большой реставрации необходима и модернизация. По мнению Громова, надо развивать свою концепцию глобализации. И он отметил, что вместо трехчленной формулы "Запад, Россия, Восток", которая не описывает всей полноты проблемы, необходимо вернуться к концепции, которую выдвигал и поддерживал Александр Панарин, к концепции многофакторности и многовекторности исторического процесса.

С докладом на тему "Философия в современной России и ее общественное служение" выступил главный редактор журнала "Сократ", доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Козырев. Он представил собравшимся только что вышедший номер нового философского журнала, который он возглавляет, журнала "Сократ", отметив, что это новое явление в России, хотя такого рода глянцевые философские журналы весьма широко распространены на Западе, и это позволяет популяризировать философскую проблематику для широких кругов интеллигенции.

В.Н.КатасоновС докладом "Политика и нравственность" выступил заведующий кафедрой философии религии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор Владимир Катасонов. Он весьма жестко оценил политику власти, назвав ее близорукой, отметив, что власть провозгласила себя преемницей СССР и Российской Империи, но удалось выполнить только первое. Преемство с Российской Империей так и не обнаруживается в действиях власти. К сожалению, и преемство к СССР носит извращенный характер, поскольку нынешняя власть представляет собой всевластие бюрократии, дорвавшейся до рычагов власти. В СССР все-таки существовали некоторые ограничения для бюрократии.

Обратившись к анализу знаменитой уваровской триады "Православие. Самодержавие. Народность", Катасонов отметил тревожные характеристики в развитии современной России. По его оценке, в христианских кругах наблюдается некая теплохладность, число людей в храмах стабилизировалось, и нет широкого притока верующих. Монастыри становятся скорее экономическими единицами. Распространяются призывы к духовенству учиться, становиться учеными, но не это главное для священнослужителя. Мы встали на опасный путь, заявил Катасонов, по которому шло западное христианство, и который привел его к краху.

Обращаясь к проблеме державности, Катасонов отметил, что режим Путина-Медведева - это не путь к монархии, и это не путь к сталинизму. Их цель - немного подморозить процессы разложения. Путин и Медведев, которых Катасонов оригинально назвал "правящими тандемистами", являются, по его мнению, ставленниками бюрократии.

Обращаясь к проблеме народности, Катасонов отметил, что русские естественным образом воспроизводят Православие и вождизм в своей жизнедеятельности. Однако реверансы власти в сторону меньшинств негативно сказываются на самосознании русского народа. Народ чувствует, что власть не своя. "Только в такой ситуации возможен выход на экраны таких русофобских фильмов, как "Царь", - отметил Катасонов. - а также такие явления, как "бунт телешоуменов против Никиты Михалкова". Катасонов заметил, что заигрывание власти с нерусскими сегментами общества, нерешенность национального вопроса, ведет к тому, что национальная напряженность в обществе нарастает, и это очень тревожно. Однако путь "оранжевой революции", к которой некоторые призывают, привел к либеральному тоталитаризму. Перспективный путь, по мнению докладчика, - это медленная эволюция. "Нам нужен дух аскезы, дух самоограничения", - заявил Катасонов, вспомнив труды Александра Солженицына.

Выступившая на чтениях ректор Академии социальной культуры профессор Алла Коненкова посвятила свой доклад теме "Духовная жизнь народа в изобразительном искусстве России второй половины XX века". Она предложила свой анализ очень оригинального стиля в живописи второй половины XX века - это т. н. "суровый стиль", показав присутствующим репродукции картин Дмитрия Жилинского и некоторых его учеников. Коненкова отметила важную закономерность, что "суровый стиль" естественным образом завершился религиозной проблематикой, которая в конце XX века преобладала в творчестве Жилинского и других художников его круга.

Нина КарташоваПосле перерыва перед собравшимися выступила известная русская поэтесса Нина Карташова, которая предложила собравшимся некоторые свои патриотические стихотворения, а также стихи из последнего выпуска журнала "Трибуна русской мысли", где представлена своего рода антология русской зарубежной мысли. Карташова прочитала некоторые стихи выдающегося русского поэта Николая Туроверова. При этом Нина Карташова завершила свое выступление строкой из своего стихотворения: "Усадьбы сгорели, но почва осталась". Поэтому единственный путь, по мнению Карташовой, - чтобы русские снова стали русскими.

С докладом на тему "Современная Россия: самоопределение в глобальном мире" выступил научный сотрудник Института социологии РАН, профессор Андрей Андреев. В своем докладе он отметил, что общество в конце XX-начале XXI вв. прошло, по наблюдению социологов, несколько этапов. В первой половине 90-х годов наблюдалась попытка слома самого кода русской культуры, внедрения в русское сознание таких понятий, как "гедонизм" и "этика успеха". Андреев напомнил установочную статью тогдашнего сотрудника Администрации Президента, философа Анатолия Ракитова в журнале "Вопросы философии", а котором он прямо призывал сломать русскую культуру. В середине 90-х годов, казалось, это удалось. Только 38% московских старшеклассников собиралось поступить в ВУЗы. Однако с середины 90-х годов, по оценке Андреева, началась низовая консервативная революция. Резко выросла роль духовных ценностей, молодежь снова пошла в ВУЗы. Самобытность России стала рассматриваться как ценность, а не как ущербность, что было до этого. Принципиально важным моментом в изменении общественного настроения стала агрессия НАТО против Югославии, когда произошло резкое ухудшение отношения к США и Западу в России. США и Запад стали рассматриваться как угроза, усилились антинатовские настроения. Пятидневная война на Кавказе углубила, по оценке социолога, антиевропейские настроения. Как заявил докладчик, мы находимся на рубеже смены идентичности. Сейчас сильно уменьшился интерес к Европе. По результатам опросов, только 65% студенческой молодежи Москвы любит старые советские фильмы, одна треть - американские. Европейского и нового российского кино нет среди предпочтений современной студенческой молодежи. Эти позитивные тенденции среди московского студенчества свидетельствует об отторжении массовой культуры, и внушают оптимизм.

Заведующий кафедрой социологии и прикладной культурологии ГАСК, профессор Алексей Климов предложил собравшимся доклад на тему "Контраверсии Души и Духа в экономическом, политическом и моральном плане. Социокультурная динамика современной России". Климов отметил, что сегодня душа русского народа не изучается, как не изучалась она и в советское время, когда понятие души было заменено понятием личности. Но, как заметил докладчик, "разговор по душам" совсем не тождественен "межличностной коммуникации".

С докладом "Современная вузовская наука и социальные горизонты развития России" выступила проректор по научной работе ГАСК, почетный работник высшего профессионального образования России, профессор Ирина Страховская. А профессор кафедры славяноведения ГАСК Сергей Бажов предложил собравшимся доклад на тему "Современные тенденции развития культуры и социальная перспектива". По мнению Бажова, перспективным является сочетание модернизма и традиционализма в осмыслении социальных процессов в современной России.

С докладом "Современная Россия и русский мир: обретение идентичности" перед собравшимися выступила Наталия Лактионова, к.и.н., сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН. Она отметила фундаментальное противоречие в современном обществе. С одной стороны, идет радикализация русского сознания, а с другой - обществу предлагается некий сусальный образ русского мира.

С докладом на тему "Альтернативные ценности русской культуры. Мифы и реальность" выступила профессор ГАСК Маргарита Силантьева.

После докладов состоялось обсуждение выступлений.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00