Протоиерей Геннадий Беловолов: Икона должна находиться в Церкви

По словам священника, музеи выполняют функцию не столько сохранения, сколько сокрытия нашего национального достояния

0
199
Время на чтение 6 минут
В ноябре 2009 года Министерство культуры России приняло решение о временной передаче иконы Богоматери Одигитрия Корсунско-Торопецкая из Государственного Русского музея верующим в церковь Александра Невского, недавно построенную рядом с поселком «Княжье озеро» Истринского района Московской области на средства предпринимателя Сергея Шмакова.

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Министра культуры Андрея Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции, и уже в полдень 25 ноября в адрес Государственного Русского музея факсом отправлено руководящее письмо за подписью Директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Рамазана Колоева. Этой бумагой Колоев информирует директора ГРМ о том, что возглавляемый им Департамент «рассмотрел данный вопрос и считает возможным передачу иконы «Богоматерь Одигитрия» в религиозную организацию сроком на один год». В размещенном на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы «Богоматерь Одигитрия» — Корсунская» заявляется, что 30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия «приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении ее оптимальных условий хранения и возможность ее транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности».

27 ноября группа сотрудников Государственного Русского музея, не согласных с решением Министерства культуры России о передаче иконы, направила Президенту России Дмитрию Медведеву протестное письмо. «Радетелями культуры» было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией». Президент, очевидно, не посчитал, что передача иконы из музея в церковь приведет к национальной трагедии, и уже в ночь со 2 на 3 декабря 2009 года икона была перевезена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере. Перевозка прошла успешно, и в храме созданы идеальные условия для хранения иконы. В настоящее время в храме монтируется оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники музея круглые сутки будут получать видеокартинку изображения святыни, данные о влажности и температуре. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более трехсот тысяч долларов, созданной на средства Сергея Шмакова.

Сотрудников Русского музея решили поддержать деятели, уже известные своим активным противодействием Церкви. В «Открытом письме сотрудников музея-заповедника «Рязанский кремль» министру культуры А.Авдееву и начальнику департамента культурного наследия Р.Колоеву, поступившем в редакцию «Русской линии», указывается на то, что «передача древней иконы из фондов Русского музея в пользование приходской общины МП РПЦ [так в оригинале - РЛ] прямо нарушает федеральное законодательство России и является по сути разбазариванием общенационального культурного наследия», - то есть авторы письма недвусмысленно обвиняют в нарушении закона и «разбазаривании культурного наследия» самого министра культуры и начальника департамента культурного наследия, отдавших распоряжение о передаче иконы Церкви.

«Подобные действия создают опасный прецедент - если таким образом можно поступать с древнейшим и ценнейшим экспонатом, имеющим серьезные проблемы с сохранностью, то какая судьба уготована министерством остальным музейным предметам, имеющим отношение к религии?» - рисуют ужасные картинки музейщики. «К сожалению, случаи, когда передача икон и церковной утвари из музея в храм «для использования по функциональному назначению» заканчивались значительным ухудшением состояния, а то и полной утратой, стали обычной практикой», - добавляют авторы письма, не приводя, впрочем, конкретных примеров.

«Еще в XIX в. просвещенные церковные деятели начали собирать древние святыни в музеи, чтобы избежать их разрушения и сохранить для потомков. Нелепо выглядят попытки современных светских и церковных чиновников повернуть колесо истории вспять и раздать музейные реликвии по храмам, вместо того, чтобы заказывать копии, как это делается в цивилизованном мире», - поучают составители письма, в котором угадывается рука либеральных «правозащитников».

В заключение авторы уже совсем цинично призывают Министерство культуры «не уподобляться государственным деятелям 1920-1930 гг. [когда иконы как раз отбирали у Церкви в музеи - РЛ], когда власти, исходя из политических соображений, беззаконно распоряжались музейными коллекциями как своей собственностью, что имело самые плачевные последствия для страны».

Корреспондент «Русской линии» связался с известным петербургским священником и культурным деятелем, диретором музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского, настоятелем Леушинского подворья протоиереем Геннадием Беловоловым. Комментируя ситуацию вокруг передачи Торопецкой иконы Божией Матери из музея в Церковь, о. Геннадий подчеркнул, что в оценке данной проблемы «надо исходить из понятия копирайта - авторского права». «Кто автор и правообладатель всех икон? Безусловно, не музеи и не Министерство культуры. Иконы создала и явила как особое духовное явление Православная Церковь. Именно она является правообладателем всех авторских прав. Это та исходная позиция, с которой нужно начинать все рассуждения», - сказал он.

«Я вполне допускаю, что какие-то иконы могут находиться в экспозиции музея, - продолжил священник. - Они могут и должны быть также доступны для многих, еще невоцерковленных людей. Эти иконы выполняют равноапостольную функцию или миссионерскую роль, проповедуя благую весть Христову». «Но этот вопрос должна решать Церковь, - еще раз отметил он. – Если Церковь передает икону на временное хранение в музей, то эта икона должна требовать особого хранения, особой реставрации, особого отношения. У нас же все перевернуто с ног на голову. После революции тысячи икон были изъяты у Церкви совершенно беззаконно. Теперь любая попытка восстановить законность воспринимается как посягательство на несуществующие права музеев и культурных учреждений». По словам о. Геннадия, Церковь не требует в Эрмитаже ни полотен Рембрандта, ни полотен Рубенса, ни шедевров русского модерна. - Церковь просит вернуть то, что ей принадлежит изначально. «Это настолько очевидная ситуация, что странно обсуждение этого вопроса», - добавил он.

Тихвинская икона Божией Матери, написанная в XIV веке, прекрасно хранится в Успенском Тихвинском монастыре, указал протоиерей Геннадий Беловолов. «Здесь музейные работники не поднимают вопроса, не бьют в набат. Почему? Потому что икона прекрасно сохраняется и всем доступна, потому что не нужно платить деньги, чтобы увидеть святой образ. Если бы Тихвинская икона находилась в Русском музее, отдали бы ее нам? Конечно, все музейное сообщество восстало бы и начало твердить, что это «общенациональное достояние». Здесь порочна сама постановка вопроса – что, якобы, передача иконы Церкви означает ее отчуждение от национального достояния. Наоборот, она становится доступной народу, и не возникает безнравственной ситуации, когда за то, чтобы человек увидел икону и перед ней помолился, берут деньги, берут билеты, ограничивая к ней доступ народа, о котором так беспокоятся музейные работники. По сути, идет торговля святыней. А это, конечно, недостойно», - сказал настоятель Леушинского подворья.

Икона Божией Матери Одигитрия Торопецкая«Почему музейное сообщество не бьет тревогу о том, что тысячи икон хранятся в запасниках, ожидая своей реставрации? Почему эти иконы не экспонируются? Почему большую часть икон народ не знает и не видит? – затронул важный вопрос священнослужитель. - Получается, что музеи сокрывают то, что они называют национальным достоянием. В данной ситуации музейные работники заняли конфронтационную позицию. Церковь всегда готова к сотрудничеству и она в нем заинтересована. Но создается ощущение, что музейные работники беспокоятся не столько об иконах, сколько о своих личных интересах. А ценность тех или иных хранилищ определяется наличием православных святынь. Если их не будет, встает вопрос - что же будут хранить научные сотрудники этих отделов? Давайте спросим честно: знало ли большинство культурной общественности до этого момента, что в запасниках Русского музея находится такая ценность и святыня - Торопецкая икона Божией Матери, написанная в XIV веке? Данный пример показал, что музеи выполняют функцию не столько сохранения, сколько функцию сокрытия нашего национального достояния. А о том, что из музеев пропадают иконы, поведала нам история хищений более 200 предметов церковной утвари и икон из Эрмитажа. Как известно, большинство из них не найдено до сих пор».

«Торопецкая Икона Божией Матери должна объединить наше общество, Церковь и интеллигенцию. Безусловно, она должна быть доступной и находиться в Церкви. Доступ к иконам не должен быть связан с материальной платой, и иконы не должны быть закрытыми в запасниках. В музее невозможно совершить молебен, невозможно почтить икону молитвенно, то есть делать то, ради чего она и создавалась», - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40