Подчинение религиозным законам - дело добровольное 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Подчинение религиозным законам - дело добровольное

15.12.2009


Известные православные священнослужители рассуждают о возможности введения отдельных норм шариата в российское законодательство …

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко полагает, что шариат совместим с действующим законодательством России, сообщает Regions.Ru.  "Если только шариат, то я против. А если действуют российские законы, и к ним подстраивается шариат на определенных условиях, то да", - сказал Малашенко.  По словам Малашенко, жители Северного Кавказа хотят жить по шариату, но в России. "Мы положим оружие, но дайте шариат, полный ислам. Это тоже оппозиция: вы нам не даете, поэтому мы убиваем, мы воюем, но все равно наша позиция - не выйти, а остаться", - излагает он их позицию.  "Это лояльные массы. Они абсолютно лояльны. У них тут портреты Путина, Медведева, но они за шариат", - говорит Малашенко.

Напомним, что законы шариата используются в системе судопроизводства Великобритании при рассмотрении таких дел, как бракоразводные процессы, возникающие финансовые споры и бытовое насилие в мусульманских семьях. Шариатские суды классифицируются как арбитражные или третейские, а решения таких судов по закону являются обязательными при условии, что обе стороны конфликта соглашаются на предоставление такому суду полномочий на рассмотрение их дела.

При этом введение шариатских судов вызвало резкую критику в стране. В частности, консерватор Саида Варси (сама мусульманка) заявила: "Мы должны обеспечить равенство всех граждан, вне зависимости от происхождения и вероисповедания, перед законом. Закон оговаривает возможность свободно исповедовать любую религию, но давайте сразу условимся: все британские граждане подчиняются британским законам, которые устанавливают парламент и суды". Разговоры о частичном допущении шариата в судебную систему идут и в Дании.  Отметим, что схожая система действовала в Российской Империи: национально-религиозные общины решали свои внутренние вопросы по своим собственным законам.

"Как бы вы прокомментировали заявление Малашенко? Считаете ли вы подобную систему применимой в России? Не противоречит ли она принципу равенства граждан России перед законом?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

 Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, уверен, что шариат несовместим с российским законодательством.  "Применение норм шариата, т.е. религиозного законодательства, в нашей судебной практике, во-первых, привело бы к нарушению принципов светского государства, в котором религия отделена от государства. В-вторых, это, безусловно, нарушило бы и принцип равенства всех граждан перед законом", - сказал он.  "Мне представляется, что брать пример с Великобритании и других европейских стран в данном случае не стоит. В некоторых из них, например, и гомосексуальные браки легализованы. Что ж нам теперь - и это позаимствовать?" - закончил он риторическим вопросом.

Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, отметил, что подчинение религиозным законам - дело добровольное.  "Этот вопрос даже не нравственный, а правовой. Мы не вправе ни в чем унижать достоинство традиций ислама, которые почитались даже во времена Имперской России. Но вживить шариат в законодательную систему России так же сложно, как и православные законы, и тем более нельзя делать их обязательными - даже не для всех", - сказал священник.  "Религиозный закон значим лишь для тех, кто добровольно его делают законом. Заставлять кого бы то ни было подчиняться закону шариата есть дело и противозаконное, и противорелигиозное", - подчеркнул отец Лука.  "Такая система может повлечь за собой ослабление государства, а мы выступаем за укрепление нашей страны", - подытожил он.

"Благим намерением" считает предложение совместить шариат с действующим законодательством России, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".  "Высказывание Малашенко связано с его желанием открыть широко дверь людям в интеграцию российского общества. И я бы перевел его "шараду" так: пока и поскольку законы вашей жизни, которым вы хотите следовать, не противоречат российскому законодательству, вы будете им следовать. Но насколько все это реализуемо, еще вопрос", - заявил он.  "Российское законодательство, например, гарантирует возможность получения образования. Однако никто не будет против домашнего образования детей: нет в стране такого закона, который обязывал бы абсолютно всех детей ходить в школу. Так и в случае с получением религиозного образования, в частности, мусульманского: никто не запретит мусульманам проживать свою жизнь по их национальным правилам, если эти правила не противоречат законам России", - отметил священник.  "Безусловно, любая полноценная религия, коей является ислам, имеет право быть частью российской действительности и, конечно, не без пользы для ведущей российской религиозной группы - православных христиан. Мусульмане вполне могут адаптироваться к российским законам и к местным условиям жизни, не противореча законам страны", - заключил отец Макарий.

 Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что на правах третейского суда в замкнутых этнорелигиозных группах шариатские суды вполне могут действовать и в России.  "Безусловно, должен превалировать принцип равенства всех граждан перед законом. Неизменным также должно быть главенство федерального законодательства. Но применение отдельных элементов шариата на правах третейского суда в замкнутых этнорелигиозных группах по обоюдному согласию спорящих сторон можно было бы допустить, если решения такого суда не противоречат действующему федеральному законодательству и могут быть оспорены в официальном суде", - сказал он.  "Думаю, что допустимо использование норм шариата и в досудебном урегулировании спорных вопросов в спорах между мусульманами. Но тут свое веское слово должны сказать юристы-эксперты", - заключил священник.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, счел предложение Малашенко странным.  "Я бы поостерегся в нашей стране нарушать баланс между религиозными и светскими установлениями. Одно дело - государства, в которых ислам является государственной религией. Там это было бы уместно. Другое дело - светские государства", - сказал он.  "А ведь во многих государствах Европы в их законодательствах присутствуют, безусловно, элементы христианской традиции, которая, собственно, и лежит в основании европейской цивилизации", - добавил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает бесперспективным "тандем" шариата и действующего законодательства России для правовой системы страны.  "Я не считаю это перспективной идеей, поскольку подобную судопроизводственную систему можно реализовать теоретически, но не практически", - заявил он. "Такая система может быть действенной только в автономных образованиях, которые имеют право на свое внутреннее законодательство, как, например, было раньше в Советском Союзе. Однако тогда ее действие должно быть исключительно локальным, а также проходить обязательное утверждение на уровне Верховного совета, президента и Конституционного суда. Иными словами, правовое поле должно быть исключительно государственным, но не религиозным", - отметил он. По словам священника, такая судопроизводственная система противоречит принципу равенства граждан России перед законом, которое гарантируется конституцией.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме