На первом этапе реформы в армии появятся только православные священнослужители. В ходе второго этапа, который начинается с 1 января 2010 года, появятся и духовники, окормляющие военнослужащих других вероисповеданий: мусульман, буддистов и иудеев. Представитель главы ЦДУМ в Москве Растам Валеев в этой связи заявил: "Я говорю мусульманам: если пока дефицит кадров - нет муллы, идите к православному батюшке. Он так же вас выслушает, даст совет".
В связи с этим нововведением издание провело опрос православных священнослужителей, желая выяснить их отношение к появлению в России военного духовенства и мнению Р.Валеева.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, считает, что введение института военного духовенства - дело очень важное и актуальное. "Священнослужители разных конфессий могли бы совместными усилиями помогать солдатам крепить дух, преодолевать взаимную отчужденность и недоверие", - сказал он. "И, конечно, православный священник никогда не откажет в помощи ищущему утешения и совета, к какой бы вере или национальности тот ни принадлежал. Другое дело, если священнослужители начнут навязывать солдатам свои религиозные традиции, вместо утешения и ободрения развернут миссионерскую деятельность. Этого, конечно, допускать нельзя", - добавил пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что сложности с внедрением военного духовенства преодолимы. "Неизбежно дело такой важности будет наталкиваться на определенные трудности. Но при достижении должного взаимопонимания между командованием части и духовенством все эти трудности, как мне кажется, можно будет преодолеть в рабочем порядке. И угрозы каких-либо расколов в армии, в том числе и на религиозной или национальной почве, из-за появления там священнослужителей я не вижу. Наоборот, как мне кажется, это нововведение позволит решить ряд серьезных проблем в нашей армии", - сказал он.
"Ничего плохого в том, что мусульманин пойдет за советом к православному священнику, по-моему, нет. Это значит, что мы лучше узнаем друг друга, будут сняты какие-то противоречия, которые часто происходят от незнания характера верующего, национального характера и т.д.", - добавил священник.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, приветствует возрождение традиций Императорской России в нашей армии. "Ведь до революции в армии были не только полковые православные священники, но и ламы, и ксендзы, и муллы, и раввины. Тогда при формировании воинских частей обязательно учитывались национальные и религиозные особенности. Это проявлялось даже в геральдике и при награждении солдат разных вероисповеданий. И никаких конфликтов на национальной или религиозной почве тогда не было, потому что империя обеспечивает согласие меду людьми разных национальностей и согласие различных культурных и религиозных традиций", - сказал он.
"В словах Растама Валеева, безусловно, чувствуются и доверие, и уважение к православному духовенству. Эти слова сказаны не ради красного словца. Я неоднократно общался с военнослужащими-мусульманами, в том числе и во время второй Чеченской войны. И должен отметить их искренний патриотизм и уважение ко мне как священнику. Их живо интересовали христианская интерпретация Корана, а также объяснение различий в понимании войны с точки зрения традиционного ислама и вахаббизма", - добавил пастырь.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, доволен, что в Российской армии будут присутствовать священники. "Постоянное присутствие священнослужителей в Вооруженных силах, на мой взгляд, обязательно. И данные реформы - это благодатное событие для нашей страны. По моему мнению, это во многом изменит политику наших вооруженных сил России, поднимет уровень воспитания наших военнослужащих и укрепит их дух", - сказал отец игумен.
"А слова господина Валеева я расцениваю как истинную толерантность ко всем религиям, присутствующим в нашей стране. Не вижу ничего плохого в том, чтобы направлять к православному батюшке людей, относящихся к другой религии. Хотя вот я не решился бы послать православного христианина за советом к представителю ислама, например. Но все-таки и для верующего, и для не верующего человека общение со священнослужителем очень полезно", - добавил он.
Перспективным считает внедрение в Вооруженные силы России практики военного духовенства клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодёжной организации "Молодая Русь" священник Максим Первозванский. "Я крайне положительно отношусь к появлению военного духовенства, поскольку без духовно-нравственного воспитания в России не будет нормальной и действенной армии", - заявил он.
"Когда человек оторван от дома, друзей и родных, ему всегда нужны извне совет и поддержка, как эмоциональная, так и духовная, которые он может получить от священнослужителя, особенно в условиях повышенной для жизни опасности. Духовный уровень человека, особенно восемнадцатилетнего, всегда должен быть в тонусе", - отметил отец Максим.
Священник убежден "в правильности и безупречности совета", который ввиду появления военного духовенства в России дал Растам Валеев. "Священник или мулла - это нравственные наставники и психологи, которые могут дать совет для преодоления того или иного затруднения. Ни один священнослужитель не научит чему-либо плохому", - заключил Максим Первозванский.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает восстановление института военного духовенства совершенно правильным делом. "До революции священники укрепляли воинский дух, помогали солдату в трудную минуту. Священник в армии воспринимался совершенно естественно. Во многом благодаря священникам наши победы одерживались "малой кровью" (чего, увы, нельзя сказать о советской армии). И никаких конфликтов на религиозно-национальной почве в Российской армии до революции не было", - сказал он.
"Совет Растама Валеева мне представляется весьма трезвым. Действительно православный священник плохого не посоветует. Мне самому доводилось общаться с солдатами-мусульманами. Никакого отталкивания от православного священника у них не было. Они очень охотно беседуют, в том числе и на духовные темы. А в качестве комплимента мне даже сказали, что я, видимо, учился вместе с их муллой, обнаружив много общего в наших словах", - рассказал отец Игорь.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, диакон Филипп Ильяшенко также поддержал нововведение в Вооруженных силах. "Я отнесусь к данной реформе положительно, потому, что мы живем в свободной стране, и закон нам гарантирует право свободно общаться со священнослужителями где угодно. Что за основу введения взята православная религия - это абсолютно нормально", - сказал он.
"Достопочтенный руководитель духовного управления в своих словах говорил о воспитательной функции духовенства. Конечно, как священнослужитель, я не смогу отказать любому человеку, если он пришел за помощью ко мне. Это мой долг. Это, разумеется, не значит, что православный священник и мулла - одно и то же и неважно, к кому идти ", - заключил отец Филипп.