"Кто у нас сейчас самый бедный? Олигархи. Им помогает государство. Потому что есть мнение, что они - самые активные работники", - сказал кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Олег Арансон в своем докладе на конференции "Богословские, психологические, культурологические аспекты бедности и нищеты", которая прошла 28 ноября в Музее финансовой истории и акционерного дела в Москве. Форум был организован Фондом христианского просвещения и милосердия св. Луки Войно-Ясенецкого, сообщает Благовест-инфо. "Когда государство помогает капиталу, оно играет с ним в одну и ту же игру", сказал О. Арансон, напомнив утверждение Прудона, что всякая собственность - кража. Эта экономическая модель, "экономика бедности", существовала до 16-17 веков, во времена частного кустарного производства, в до-буржуазном обществе, а также в 50-60-70-е годы ХХ века в Советском Союзе, где было создано "особое общество - общество бедности". В нем не было богатых. И это, считает Олег Арансон, была реализация не марксовской, а прудоновской модели. Бедность "надо вывести из режима только экономической проблемы"; надо найти позитивность бедности. Однако позитивность бедности невозможна в мире "экономики богатства", но, тем не менее, считает докладчик, она есть.
Доклад философа Андрея Цуканова, живущего в США, был посвящен новым тенденциям в отношении к богатству и бедности в США, связанным с политикой нового президента Барака Обамы. Охарактеризовав Обаму как "президента бедных", пришедшего на смену череде "президентов богатых", автор поставил главный вопрос: сумеет ли американское общество переварить такие революционные преобразования своего президента? Это, по его мнению, будет определяться соотношением протестантской и католической этики в структуре общественной морали в США. Согласно протестантской этике, богатство является наградой за труд, отражением же католической, как и православной традиции, является "притча о верблюде и угольном ушке".
"Если верить, что существует жизнь вечная, то понятия бедности и нищеты имеют совсем другое значение", - выступил присутствовавший на конференции настоятель храма Всех святых в Мытищах священник Владислав Каховский, напомнив, что Христос не занимался социальными проблемами. Он пришел, чтобы призвать человека к Себе. В течение двух тысячелетий Церковь могла дать бедным ощущение себя самыми счастливыми людьми. Пороком же является не само богатство, а приверженность к богатству; и самое опасное для человека - зависимость, несвобода.
"Тема бедности в исламской мистике" - с таким докладом выступил бакалавр богословия Давид-Амир Садур, рассказавший о мистическом течении в исламе - суфизме. Согласно "юридическому исламу", человек не имеет поврежденности грехом, но суфии - праведники, отшельники - на своем аскетическом опыте поняли, что "есть нечто в человеке, что не изживается, не исправляется в принципе - т.е. требует изменения ума". Как итог - образцом бедности и аскезы для суфия является Иса, т.е. Иисус. В целом же мусульмане, сунниты и шииты, богатство и славу считают благословением, подытожил докладчик.
Русская линия