"Общественный контроль тут вряд ли будет компетентен" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Общественный контроль тут вряд ли будет компетентен"

Основы православной культуры / 13.11.2009


Эксперты считают страхи насильственной индоктринации во время школьных уроков по духовной культуре - "полнейшей глупостью" …

Учебник А.Бородиной *Основы православной культуры*В этом учебном году начинается эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры и светской этики. Уже определен список регионов, где школьники будут изучать этот предмет. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Российской академии образования, выразил надежду, что предложение Президента о поэтапном внедрении в российских школах предметов, дающих представление о религиях, не будет пересматриваться. Он также надеется, что преподавание этого предмета будет "прозрачно и будет проходить под контролем общественности". При этом, как заметил Его Святейшество, "я почти уверен, что будут возмущенные письма трудящихся".

Как известно, отмечает Regions.ru, противники изучения религиозной культуры в школе опасаются главным образом насильственной индоктринации, - того, что детям будут прививать некоторые воззрения вопреки воле их родителей. В связи с этим корреспондент издания обратился к религиозным деятелям и экспертам с вопросом: "Велика ли, на ваш взгляд, опасность насильственной индоктринации школьников? Считаете ли вы нужным общественный контроль за преподаванием этого предмета? Как он должен выглядеть?"

"Принуждение к определенной идеологии - это печальная реальность нашего времени. Это действительно насилие над личностью молодых людей. Поэтому, на мой взгляд, должна быть свобода преподавания религиозных дисциплин по всей вертикали образования", - сказал игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина.

"Преподаватели должны быть тщательно подготовлены к подаче материла. Общественный контроль тут вряд ли будет компетентен, поскольку даже в высших общественных и государственных органах понятия о духовно-нравственном образовании и сама духовная культура невысоки", - подчеркнул пастырь.

"Я считаю, что обсуждать правильность или неправильность преподавания религиозных предметов имеют право только те, кто имеет прямое отношение к религии", - заключил священник.

Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев также не думает, что введение в школьную программу основ религиозной культуры и светской этики несет опасность насильственной индоктринации учеников. "У меня не возникает опасений такого рода", - заявил он.

"О необходимости введения в российских школах такой дисциплины велись разговоры еще со времен Бориса Ельцина. Однако когда об этом говорили, предполагалось, что преподавать этот предмет будем мы - религиозные деятели всех существующих в России конфессий. Но поскольку у нас в стране религия отделена от государства, о чем четко прописано в Конституции, то в итоге пришли к согласию: учебные пособия готовят представители духовенства, а преподавать данную дисциплину будут учителя", - напомнил он.

Исмаил-хаджи отметил, что общество не сможет контролировать преподавание основ религиозной культуры и светской этики - просто потому, что само безграмотно в плане религии. "Если и должен быть контроль, то только со стороны священнослужителей. Только так преподавание этой дисциплины можно будет сделать прозрачным", - подытожил Исмаил Бердиев.

Директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев положительно относится к эксперименту введения в школах основ религиозной культуры. "Противники всегда есть и будут у любого начинания, это нормальное явление. Программа курса кому-то может показаться недопустимой. Философию, скажем, тоже невозможно преподавать так, чтобы это нравилось всем. И такие разногласия - не повод вообще не преподавать основы Православия",- сказал он.

"Противники эксперимента создали ему довольно мрачную репутацию, поэтому общественный контроль нужен. Надо предавать огласке случае перекосов в этом направлении, то есть внимательно относиться к этому. Нужно делиться опытом и вести обсуждения среди преподавателей и священников. Только так эта система будет с годами становиться совершеннее", - подчеркнул Силантьев.

Виктор Лега, кандидат богословия и заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), также считает, что "вероятность насильственной индоктринации - полнейшая глупость". "Государство у нас светское, рычагов для навязывания религии у него нет. Нужно иметь в виду, что школьники должны иметь возможность получать те знания, которые они хотят", - сказал он.

"Я не думаю, что необходимо вводить какой-то общественный контроль над этим экспериментом, достаточно просто следить за процессом в школах. Единственное, в чем мне видится проблема этого всего, так это недостаток кадров. Мне интересно кто будет преподавать такой специфический предмет как основы религиозной культуры", - подчеркнул В.Лега. "И мне кажется странным, что преподавать такие предметы запретили священникам, это, на мой взгляд, нарушение Конституции. Ведь только священники смогут на высоком уровне преподавать основы православия нашим детям", - подытожил он.

Заместитель декана по научной работе миссионерского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой истории миссий, доктор физ.-мат. наук, профессор Андрей Ефимов считает, что нужно не контролировать данный эксперимент, а наблюдать за ним. "Если этот процесс будет контролироваться Православной Церковью, то никакого насилия и навязывания не будет. Опыт такой уже есть, и нужно было общественности дать информацию о том, как уже преподается данная дисциплина в регионах", - сказал он. "Надо исходить из того, что данный эксперимент не должен подвергаться политическому контролю, а общественный контроль совсем не помешает. Нужно даже не контролировать, а наблюдать за экспериментом", - заключил он.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме