"Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи"

10.11.2009


В Казани прошла IX традиционная ежегодная научно-практическая конференция …

Конференция *Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи* (Фото Казанской епархии) 5 - 6 ноября в столице Татарстана, в стенах Казанской духовной семинарии (КазДС), по благословению ее ректора - архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина), прошла IX ежегодная научно-практическая конференция "Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи", передает наш корреспондент в Казани со ссылкой на официальный сайт Казанской епархии РПЦ "Православие в Татарстане".

Обращение и приветственное послание ее участникам направили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал) и ректор Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина протоиерей Виктор Бедь. "Укрепление и развитие взаимодействий духовного и светского образования, - говорилось, в частности, в послании Виктора Бедя, - является одной из важнейших задач современного внутреннего и внешнего миссионерского служения нашей Церкви, на что особенно акцентирует свое внимание Святейший Патриарх Кирилл. Именно христианство положило началу равноправного синтеза между богословскими дисциплинами и светскими знаниями, примером чему служат такие выдающиеся столпы благочестия и образованности, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Петр Могила, Филарет Московский и многие другие".

Конференцию и ее первое пленарное заседание, проходившее 5 ноября, открыл своим приветственным словом архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), особо подчеркнувший актуальность нынешнего научно-богословского форума. "Мы переживаем время, когда Церковь и государство ищут новые пути взаимосвязи, пытаются решить общие для всего Отечества вопросы, - отметил он. - Задача и ученых, и деятелей Церкви состоит в поиске единого созидающего начала, того, что может стать общим, но не в разделениях. И наша конференция являет собой демонстрацию того единства, которое и должно царить в обществе. Не случайно и открытие конференции совпадает с днями церковно-государственных празднований Дня народного единства. В этом году гостями нашей конференции стали представители Белоруссии. Армении, Соединенных Штатов Америки, регионов России. Поле взаимосвязи богословия и светских наук становится полем общих интересов различных ученых и исследователей". Кроме этого, казанский архиерей особо обратил внимание собравшихся на необходимость расширения работы РПЦ с молодежью.

С приветственным словом к участникам конференции обратился также заместитель председателя Управления по делам религий при Кабинете министров Татарстана В.Н.Козлов, предложивший, как сообщается на епархиальном сайте, придать следующей X конференции "Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи" статус всероссийской, а поскольку круг ее участников ежегодно увеличивается, вывести таковую "и на международный статус".

На первом пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия, преподаватель КазДС протоиерей Игорь Цветков ("Онтология свободы: от Ф.М.Достоевского до В.Н.Лосского"), доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН В.В.Мильков ("Религиозно-этическая программа "Поучения" Владимира Мономаха"), кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, профессор Д.А.Авдеев ("Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям") и выпускник Гарвардского университета, исследователь Д.А.Духовской ("Православная молодежь Америки").

Далее работа конференции продолжилась в секциях, которых, как и в прошлом году было четыре: "Богословие и философия", "Церковная история" (подсекции - "Историческое церковное краеведение" и "Русская церковная история"), "Филология", "Православие, психология и психиатрия". Всего, как сообщается на сайте "Православие в Татарстане", за два дня работы на секциях был заслушан семьдесят один доклад. В конференции принимали участие, главным образом, представители Казани, а также ученые и богословы из других российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Гусь-Хрустального, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода и др. Впервые в ней участвовали докладчики из Белоруссии и США. Заявлялись участники из Армении и Сербии.

Традиционно обширной оказалась историко-исследовательская составляющая конференции. При этом в церковно-краеведческом разрезе можно отметить определенный рост интереса исследователей к миссионерской тематике, что учитывая дореволюционную специфику Казанской епархии и современные задачи церковного окормления православных народов Среднего Поволжья (кряшен, чуваш, марийцев и других), вполне закономерно. В разрезе же общей церковной истории заметное внимание уделялось взаимоотношениям церкви и государства на различных переломных этапах развития, а также межконфессиональному взаимодействию, что также можно считать ответом на актуальные "вызовы времени".

На секцию "Церковная история" (подсекцию "Историческое церковное краеведение") были заявлены доклады и сообщения: канд. ист. наук И.Е.Алексеева (Казань) - "Из истории управления Казанским Спасо-Преображенским миссионерским монастырем (1909 - 1912 гг.)", канд. ист. наук Е.В.Афониной (Казань) - "Старообрядческий след" в деле о похищении явленной Казанской иконы Божией Матери", историка-краеведа И.А.Алиева (Казань) - "Покровский (Новый) храм города Казани", зав. Музеем Казанского Большого драматического театра им. В.И.Качалова Ю.А.Благова (Казань) - "К истории Покровской церкви села Полянки Спасского района Республики Татарстан", канд. ист. наук А.М.Елдашева (Казань) - "Преподобномученица Маргарита Мензелинская", студента КазДС А.В.Ермошина (Казань) - "Манифест о веротерпимости 1905 года и вопрос о создании общеобразовательных учебных заведений Казанской епархии", канд. искусствоведения, зам. директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Е.П.Ключевской (Казань) - "Из истории монастырских ремесел и искусства: рукодельная школа Казанского Богородицкого женского монастыря", священника Алексия Колчерина (п. Рыбная Слобода, Татарстан) - "О решающем значении миссионерских переводов на примере христианизации нерусского населения Казанского края во второй половине XIX века", канд. ист. Наук Е.В.Липакова (Казань) - "Преподобный Гавриил (Зырянов) о революционном движении", аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Р.К.Эльмуратова (Москва) - "Роль научных командировок в развитии миссионерского направления в Казанской духовной академии (1869 - 1917 гг.)".

Конференция *Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи* (Фото Казанской епархии) На подсекцию "Церковная история": канд. ист. наук, ученого секретаря Российской национальной библиотеки А.И.Алексеева (Санкт-Петербург) - "Иван III и митрополит Зосима (эпизод из взаимоотношений светской и церковной властей в конце XV в.)", выпускника КазДС Е.А.Аравина (Казань) - "Истоки толерантных взаимоотношений между Православием и Исламом в России", канд. ист. наук, ст. науч. сотр. Института Российской истории РАН Е.В.Беляковой (Москва) - "Кормчая книга и переломный этап русской культуры", генерального директора издательства "Индрик" К.А.Ваха (Москва) - "К истории паломничества в Святую Землю великого князя Константина Николаевича в 1859 году", доктора ист. наук Г.В.Ибнеевой (Казань) - "Крымские татары в церемониале путешествия Екатерины II в Крым (1787 г.)", канд. богословия Д.А.Карпука (Санкт-Петербург) - "Коллизия церковной власти и богословской науки в России в конце XIX - начале XX вв.", канд. ист. наук О.Л.Малышевой (Казань) - "Патерналистская модель управления в трудах митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)", канд. ист. наук А.Ю.Михайлова (Казань) - "Реформирование Русской Церкви в начале ХХ века: стратегии архимандрита Михаила (Семенова)", протоиерея Романа Модина (Казань) - "Святитель Филарет (Дроздов) и духовенство балканских Поместных Церквей в русских академических школах XIX века", студента КазДС В.В.Федотова (Казань) - "Состояние просвещения в Древней Руси, причины и последствия", студента Казанского государственного университета (КГУ) В.Г.Филиппова (Казань) - "К вопросу о феодализме в Киевской Руси и его историографии (светский и церковный аспекты)", протоиерея Максима Хижия (Гусь-Хрустальный) - "Проблемы веротерпимости в Российской империи начала XX века", канд. ист. наук П.Г.Чистякова (Москва) - "Кипрская икона в селе Стромыни Московской губернии: становление культа и формы почитания", преподавателя КазДС С.С.Шадрина (Казань) - "Русская Церковь в государственной гимнографии России и СССР (XVIII - нач. XXI вв.)".

Большим тематическим разнообразием, как и в прошлые годы, отличались также выступления, прозвучавшие на секции "Филология". Согласно программе конференции, на нее были заявлены доклады и сообщения: иерея Алексия Агапова (г. Жуковский) - "Изоколический принцип в тактировке церковных песнопений", канд. филол. наук Л.С.Андреевой (Казань) - "Славяно-книжный компонент в русской дипломатической риторике конца XVII - начала XVIII вв. (к истории языковой личности П.А.Толстого)", студента КазДС А.В.Егорова (Казань) - "Особенности употребления и перевода инфинитивных конструкций в послании к Римлянам", канд. филол. наук, иерея Федора Людоговского (Москва) - "Строфические ключи в церковнославянских акафистах Богородице", руководителя Церковнославянского центра при РАН, канд. филол. Наук А.Г.Кравецкого (Москва) - "Кликуша: слово и понятие", аспирантки КГУ А.И.Кузовенковой (Казань) - "Языковое своеобразие Паремейника по рукописи Тр. 4 второй половины XIV в.", канд. филол. наук Л.В.Левшун (Беларусь) - "Художьство и хытрость: попытка теологического подхода к типологии культур", канд. филол. наук С.И.Меречиной (Казань) - "Грамматические средства выражения категории времени в древнерусской церковной литературе", канд. филол. наук О.И.Митрофановой (Казань) - "Сакральное содержание концепта "вера" в поэтическом языке П.А.Вяземского", доктора филол. наук Н.Г.Николаевой (Казань) - "Опасности перевода: расхождения с греческим текстом в древнерусских Ареопагитиках", канд. филол. Наук М.О.Новак (Казань) - "Традиции цитирования Священного Писания в современной отечественной церковной проповеди", преподавателя О.С.Пайминой (Казань) - "Троицкий сборник XII - XIII вв. как источник, представляющий интерес для богословских и светских наук", канд. филол. наук А.А.Плетневой (Москва) - "История слова и формирование исторического мифа: к постановке проблемы", аспирантки КГУ Т.О.Пономаренко (Казань) - "Морфологические особенности Жития Нифонта 1222 г.", канд. филол. наук Ружицы Баича (Сербия) - "Ка основама проучава а православне ономастике у српско лингвистици", директора Института русской словесности при Российско-Армянском (Славянском) университете А.Г.Саркисяна (Армения) - "Антропонимы в составе русских и армянских библейских крылатых выражений (на примере русского и армянского языков)", канд. филол. наук О.В.Чевела (Казань) - "Литургический образ и миф", доктора филол. наук А.Ю.Чернышевой (Казань) - "Исповедные рече-поведенческие тактики призыва к вере и любви".

Следует отметить, что, по сравнению с предыдущими конференциями, заметно возрос интерес ее участников к проблеме христианского отношения к психическим заболеваниям, проявлениям девиантного поведения, пьянству и наркомании. Характерно также, что разговор о них шел почти исключительно на уровне специалистов с ученым званием не ниже кандидатов наук. При этом большинство из рассматривавшихся проблем находят в настоящее время вполне конкретное практическое преломление.

Конференция *Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи* (Фото Казанской епархии)Помимо упомянутого выше пленарного доклада профессора Д.А.Авдеева, вызвавшего заметный интерес аудитории, среди представленных на секцию "Православие, психология и психиатрия" значились доклады и сообщения: канд. соц. наук П.Н.Афанасьева (Казань) - "Антропологические практики психотерапии и религии", канд. психол. наук Э.А.Ахмадуллиной (Казань) - "Духовный аспект развития женского самосознания" и "Целостность как критерий духовного развития женщины", канд. мед. наук И.В.Басовой (Чебоксары) - "Алкоголизм как искушение и возможный спутник нравственного становления подростков", студента КазДС С.С.Кульпинова (Казань) - "Анализ понятия о личности и человеке в целом в Восточном и Западном богословии эпохи Средних веков", канд. филол. наук С.М.Маклашевой (Казань) - "Психология в пастырском душепопечении (Введение в Пастырскую психологию)", психолога Ю.Г.Новиковой (Казань) - "Пути решения актуальных проблем в работе психолога", канд. философ. наук А.В.Павловой (Казань) - "Духовное и душевное в психотерапии", аспирантки СПбГУ М.А.Пахмутовой (Санкт-Петербург) - "Духовно-нравственная составляющая содержания понятия "личность" в психологии", канд. психол. наук С.В.Петрушина (Казань) - "Резонансный подход в психологическом консультировании", канд. психол. наук В.А.Порядина (Чебоксары) - "Основные детерминанты формирования гендерной идентичности личности", канд. психол. наук Т.В.Рябовой (Казань) - "Некоторые особенности деятельности светского и православного психолога и психотерапевта: различия и единство", канд. психол. наук Л.В.Селивановой (Чебоксары) - "Психология религии как один из источников формирования нравственных отношений в семье", канд. пед. наук Э.Т.Совитовой (Казань) - "Резонансный метод и духовный аспект развития человека", канд. психол. наук Л.Р.Фахрутдиновой (Казань) - "Духовная составляющая психотерапии", старшего преподавателя М.В.Федоренко (Казань) - "Особенности личности больных раком щитовидной железы на отдаленных сроках после радикального противоопухолевого лечения на этапе психологической реабилитации", студента КазДС В.В.Федотова (Казань) - "Психология покаяния в Православии, Католицизме и Протестантизме", канд. психол. наук Т.В.Филипьевой (Москва) - "Из опыта православного психолога в семейном консультировании", канд. ист. наук А.Л.Хинканиной (Йошкар-Ола) - "Проблемное поле православной психологии и психотерапии".

Заметным разнообразием тем и глубиной осмысления отличались выступления участников секции "Богословие и философия". На нее были заявлены выступления и сообщения: канд. философ. наук О.Д.Агапова (Казань) - "Феноменологические аспекты конституирования социокультурной реальности Церкви", преподавателя ПСТГУ И.С.Дубровина (Москва) - "Наука Нового времени и богословские аспекты философских идей Блеза Паскаля", канд. богословия, иерея Сергия Завьялова (Казань) - "Теория познания Дж. Локка", канд. филос. наук Н.Я.Зарецкой (Казань) - "Религия и философия", студента КазДС С.С.Кульпинова (Казань) - "Проблема теодицеи в светской философии к. XVII - первой половины XVIII вв.", доктора филос. наук В.И.Курашова (Казань) - "Креационизм и эволюционизм: научный анализ без предвзятостей и тенденциозностей", старшего преподавателя А.И.Меречина (Казань) - "О некоторых особенностях символического мировосприятия: гносеологический подход", старшего преподавателя А.Г.Покровского (Чебоксары) - "Проблема конкретности человека в философии", канд. филос. наук Т.И.Хижая (Владимир) - "Православное богословие брака в XX в." и кандидата богословия, иерея Сергия Шкуро (Казань) - "Концепт "смерть" в мифопоэтической картине мира А.Платонова".

Работа по секциям, начавшаяся 5 ноября, продолжилась в первой половине следующего дня, 6 ноября, работой конференции. После того, как доклады и сообщения ее участников были заслушаны и обсуждены, в актовом зале КазДС прошло второе (заключительное) пленарное заседание, которое открыл архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). Вслед за ним перед собравшимися выступили руководители секций, представившие краткие отчетные сведения о результатах проделанной работы. Как сообщается на сайте "Православие в Татарстане", после подведения итогов "Владыка Анастасий обратился ко всем собравшимся, выражая благодарность всем участникам, докладчикам и слушателям конференции и приглашая всех выступавших, не оставляя традиции, принять участие в следующем году". После же завершения официальной части всем участникам конференции была предложена праздничная трапеза.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме