Иерей Алексий Успенский: Этот праздник является национальным, религиозным и монархическим

Известный священник объяснил, почему власть боится обнаруживать настоящий смысл события, празднуемого 4 ноября

0
183
Время на чтение 4 минуты
иерей Алексий Успенский Что же мы празднуем 4 ноября? На какой основе мыслим свое народное единство? Стенды на площадях и проспектах призывают к единению без различий национальных и религиозных. Однако исторически этот праздник является исключительно национальным, сугубо религиозным, да еще можно сказать и монархическим. Чтобы не быть голословными, обратимся к истории.

4 ноября (22 октября старого стиля) 1649 года во время Всенощного бдения у Царя Алексея Михайловича родился наследник Государь Цесаревич князь Дмитрий Алексеевич. Составленная по этому поводу окружная царская грамота гласит: "В 1613 году, в 22-й день октября, милостию Божиею, молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашей Богородицы Казанския чудотворныя иконы, Московское Государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия установили праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконы Казанския, в царствующем граде Москве при отце нашем блаженныя памяти великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея России. И мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, во всех городах, по вся годы". Таким образом, указом Царя Алексея Михайловича этот день становится праздником общецерковным и государственным.

В Своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным. В 1710 году в освящение новой столицы по повелению Императора Петра I чудотворный образ перенесен из Москвы в Санкт-Петербург. Все последующие Императоры и Императрицы весьма почитали икону и этим не отличались от простого церковного народа. Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на престол первого Романова икона Казанской Божией Матери сделалась семейной в Царском роде. Все это так, но какое значение могут иметь сегодня все эти исторические факты? Оставим пока в покое династию и вернемся во время, когда о Романовых как о Царях никто еще не слышал.

В 1579 году в Казани происходит чудесное явление иконы. Ее принимает и несет на руках в свой храм будущий Патриарх, тогда еще простой священник Гермоген. 1611 год он же уже Патриарх Московский и из заточения рассылает воззвания по городам. Медленно умирая от голода, он будет ждать и надеется, что Русь отзовется. Не знали поляки, как страшен может быть этот голодный, запертый в темнице старик, не знали они, что на его зов движется в рядах русского ополчения Та, свидетелем чудесного явление которой он был. У русских не было уже страны, государства, не было столицы, регулярной армии, наконец, Царя, всех тех вещей, без которых народ не может иметь самостоятельного бытия. Но был Патриарх, который душу положил за свою паству, и была надежда на помощь Божию от иконы Казанской. Она являла чудеса, пока шла с ратью на Москву, перед ней молились, каялись в грехах, держали посты перед битвой, а когда победили, то долго благодарили от всей непомерно широкой русской души. Шутка ли сказать, ведь потеряли же Отечество свое, а попробуйте его вернуть! Вот откуда благодарность, вот торжество и настоящий праздник. Это праздник Божиего чуда, праздник одоления смуты в умах и сердцах целого народа. Разве это в силах человеческих? Народное единство в 1612 году было обеспечено верой и верой именно православной. Поэтому 4 ноября, в первую очередь, праздник религиозный, а национальный он потому, что именно русский народ вернул себе национальное государство, а монархический потому, что в результате явилась новая династия, а страна получила второе дыхание и в течение последующих трехсот лет превратилась в Империю от края до края земли. Есть, что праздновать, что помнить и отмечать.

Казанская икона Божией Матери Остается только радоваться, что 4 ноября теперь у нас всенародный праздник. Но тогда возникает вопрос, почему в этот день мы видим, как милиция отнимает у людей иконы, национальные флаги и вообще стягивает к местам народных шествий подразделения, оснащенные всеми средствами для ведения уличных боев. Может быть, ошибаются русские патриоты, когда ищут основу народного единения там, где искали ее Минин и Пожарский? Может быть, Казанская икона уже не чудотворная, Православие устарело вместе с идеей о Царской власти, а герои нашему Отечеству не нужны, потому что теперь у России нет врагов, кроме террористов и экстремистов. "Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни Царь и ни герой", - так совсем недавно пели у нас в стране, желая иметь единство народное на основе отрицания и разрушения. "Вставай, проклятьем заклейменный", - пели безумцы, ниспровергающие то, что дало России 4 ноября, и воспевая то, что принесло 7 ноября.

Это конкретная позиция, она понятна, хотя и безумна. Но как понять власть, которая как бы говорит: "Вот вам праздник - 4 ноября вместо 7-го, давайте объединяйтесь, особенно не вдаваясь в подробности, веселитесь, попейте пивка на площадях, послушайте музыку, но, не дай Бог, будете вспоминать то, в чем есть настоящий смысл празднуемого события". Иными словами: "Стой там, иди сюда!" Чего хочет власть? Вопрос не в этом. Власть понять можно. Она, конечно же, хочет единой основы под самой собой. Сможет ли население Российской Федерации обеспечить ей эту основу? Безусловно, да, но лишь при условии того, что русский народ останется русским, то есть не потеряет уникального свойства связывать народы и культуры, служить тем цементом, который столетиями скреплял здание российской государственности. Цемент, потерявший свое основное качество, никому уже не нужен. И, судя по всему, русский человек сегодня все менее способен явить те качества, которые спасали нас и ни раз, и на два, и не только в 1612 году.

Народное единство как свершившейся факт может быть достигнуто, если 4 ноября станет для всех нас не просто выходных днем, а оживет в сознании и покажет, как наши славные предки справлялись с тем, с чем мы справиться не можем. А для кого же они тогда старались, как не для нас? Неужели их горький опыт нам не пригодится?
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, специально для "Русской линии"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Успенский
Все статьи Протоиерей Алексий Успенский
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35