"Ещё больший нонсенс состоит в том, что наши люди считают, будто под этим лозунгом им все кругом должны и будут платить большие зарплаты. Это бред. Качество российских работников крайне низкое. Например, в нашей компании из 10 человек, приходящих на стажировку, остается 1-2 - из-за никудышной квалификации. То есть рост зарплат, которого ждёт наш народ, - это нонсенс, он не соответствует вкладу человека в дело. Да, у нас зарплаты ниже, чем в США, но вы бы видели, как люди там работают! Там и дисциплина на высоте, и потрясающе разработан бизнес-процесс. Каждый американец точно знает, что он должен делать и какой объем работ должен исполнять. А у нас так называемый офисный планктон живёт какой-то своей жизнью: человек по два часа в день курит, а потом ещё час пьет кофе. Для США такая ситуация невозможна", - считает эксперт.
"Отсюда вытекает другая проблема - низкое качество менеджмента, - продолжил Хазин. - Во-первых, у нас трудно найти менеджера, который бы не воровал - это стало тотальной практикой. Во-вторых, менеджер - это же практически инженер. Он управляет бизнес-процессом по определённой схеме, разработанной для данного бизнеса. Инженер на заводе занимается тем же самым. И если происходит радикальное изменение технологии на заводе, тогда простого рабочего, нажимающего на кнопку или вкручивающего лампочку, можно не менять, а легко переучить; а вот инженера надо переучивать радикально".
"Сейчас проблема радикальной смены технологий начнёт возникать у всего бизнеса. За последние 30 лет все бизнес-процессы в России были выстроены в ситуации постоянного роста спроса и избытка ликвидности, но сегодня мы оказались в ситуации, когда и спрос, и ликвидность падают. И так будет продолжаться на протяжении многих лет - поэтому, чтобы выжить, бизнесу потребуется радикально менять саму структуру построения бизнес-процессов, а вслед за ней и психологию менеджмента. Это станет самой главной проблемой для любой коммерческой структуры - не изменение среды, а необходимость радикального изменения методик у менеджмента, перестройки всей системы управления. Много банкротств и потерь будет из-за этого в ближайшие годы", - заключил Михаил Хазин.